S&P реформируется

Агентство исправит методологию присвоения рейтингов и ужесточит контроль за деятельностью кредитных аналитиков. Среди мер плана из 27 пунктов – смена ведущих аналитиков, отвечающих за выставление рейтинга, после пяти лет работы с компанией-эмитентом, правительством-эмитентом или организатором структурированного финансирорвания.

Рейтинговое агентство Standard & Poor’s планирует сегодня обнародовать план из 27 пунктов, предусматривающий, в частности, внесение поправок в методологию присвоения рейтингов и ужесточение контроля за деятельностью кредитных аналитиков.

Среди планируемых мер – смена ведущих аналитиков, отвечающих за выставление рейтинга, после пяти лет работы с компанией-эмитентом, правительством-эмитентом или организатором структурированного финансирорвания. Новая практика направлена на то, чтобы профессиональные или личные связи, сложившиеся у аналитика с рейтингуемой организацией, не влияли на процесс ее оценки и выставления рейтинга.

Если аналитик перейдет из S&P на работу в компанию – эмитента облигаций, агентство заново проанализирует рейтинги компании и ее сделок, чтобы гарантировать, что перспективы трудоустройства на новом месте не повлияли на объективность оценок, данных этим аналитиком.

S&P также введет специальную должность по рассмотрению жалоб на возмождный конфликт интересов; кроме того, специальный эксперт по корпоративному управлению будет анализировать деятельность S&P и публично оглашать результаты своих исследований.

Агентство планирует добавить аналитические инструменты, которые позволят лучше отслеживать ситуацию на рынке структурированного финансирования.

"Повысив прозрачность [нашей деятельности], мы сможем повысить доверие к кредитному рынку", – заявил президент S&P Дивен Шарма.

Два других рейтинговых агентства, Moody's Investors Service и Fitch Ratings, на этой неделе также объявили о планах (правда, менее масштабных) по реорганизации системы выставления рейтингов, прежде всего структурированным инструментам.

Рейтинговые агентства попали под шквал критики после того, как они присвоили слишком высокие рейтинги высокорискованным ипотечным облигациям. Разразившийся кредитный кризис заставил их понизить рейтинги по тысячам инструментов, в том числе тем, что имели наивысший рейтинг ААА. В июле 2007 г. S&P и Moody's снизили рейтинги более 1000 выпусков ипотечных облигаций, в ноябре – 2000. S&P к концу 2007 г. в общей сложности снизило или поставило на пересмотр в сторону возможного понижения рейтинги бумаг на $77 млрд. А в конце января 2008 г. агентство понизило или поставило на пересмотр рейтинги более 8300 ипотечных инструментов на общую сумму $534 млрд.

По оценке Credit Suisse, в 2007 г. агентства понизили рейтинг по 70% бумаг с рейтингами А и ВВВ, выпущенных в 2006 г., когда выдавались наиболее рискованные ипотечные кредиты.

"Рейтинговые агентства – это стражники у ворот кредитных рынков… Очень важно глубоко проанализировать ситуацию и понять, должны ли регулирующие органы предпринять в этой области какие-либо меры. Полагаю, такая необходимость может быть", – заявила в интервью Financial Times Мэри Шапиро, возглавляющая Управление регулирования финансовой индустрии США. Если рейтинговые агентства радикально не реформируют свою деятельность, Еврокомиссия займется ее регулированием, пообещал Чарли Маккриви, комиссар ЕС по финансовым услугам.