"Лаборатория Касперского" прибавила 165%

Российская выручка "Лаборатории Касперского" увеличилась в 2007 г. на 165% до $35 млн. Еще $5 млн ЛК заработала в других странах СНГ и Балтии (темп роста – от 60-70% в Балтии до 250% в Казахстане).
С.Николаев

Российская выручка "Лаборатории Касперского" (ЛК) увеличилась в 2007 г. на 165% до $35 млн, рассказали представители компании на сегодняшней пресс-конференции. Еще $5 млн ЛК заработала в других странах СНГ и Балтии (темп роста – от 60-70% в Балтии до 250% в Казахстане).

Причем покупатели продуктов ЛК заплатили за них значительно больше: в частности, жители России – $62 млн. Разница досталась дистрибуторам, через которых компания продвигает ПО.

Общий объем российского рынка антивирусного программного обеспечения за прошлый год ЛК оценила в $125-135 млн (в ценах конечных пользователей), а свою долю на нем – в 46-50%. Информационно-аналитический портал Anti-malware.ru летом прошлого года прогнозировал объем российского рынка антивирусов по итогам 2007 г. не менее чем в $90 млн, а темпы роста ЛК – в 30-80%.

Рост российского бизнеса управляющий директор ЛК в странах СНГ, Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки Гарри Кондаков объясняет несколькими причинами.

Первая – четко оформившееся в прошлом году стремление корпоративных заказчиков заменять ранее использовавшееся нелегальное ПО на легальное. Весь российский рынок ПО вырос в 2007 г., по оценке Мининформсвязи, на 40% до 80 млрд руб.

Вторая причина, по словам Кондакова, – укрепление взаимоотношений ЛК с дистрибуторами, продающими ее продукты в регионах. Особенно заметно, по его словам, усилилась партнерская сеть компании в Сибирском, Северо-Западном, Уральском и Южном округах.

Третья причина в том, что в прошлом году ЛК стала впятеро больше зарабатывать на продаже антивирусов массовому покупателю, в том числе благодаря выходу нового продукта "Антивирус Касперского 7.0". Если в 2006 г. продажи на массовом рынке обеспечивали 24% российской выручки ЛК, то в прошлом – уже 38%, рассказал Кондаков.

Свою общую выручку ЛК не раскрыла. В 2006 г. рост ее доходов по US GAAP составил 69%, а их общий объем – $67,3 млн. В 2007 г., рассказал Кондаков, совокупная выручка компании по РСБУ увеличилась примерно на 150%. Ее размер он не называет.

Наибольшую часть оборота компании традиционно обеспечивали продажи ПО за рубежом. В 2006 г., например, на зарубежье (в первую очередь Западную Европу) пришлось 82% доходов ЛК, а на Россию – только 18%. В прошлом году сохранилась примерно такая же пропорция, говорит Кондаков, но доля России превысила 20%.

Исходя из этого общую выручку ЛК в 2007 г. можно приблизительно оценить в $170 млн.

Второй крупнейший поставщик антивирусных программ в России (по оценке Anti-malware.ru) – американская Symantec завершает финансовый год в конце марта, причем отдельно по странам не отчитывается. В третьем квартале текущего финансового года объем продаж Symantec в странах региона ЕМЕА (Европа, Ближний Восток и Африка) вырос на 26%. Средние темпы роста доходов Symantec в России по направлениям безопасности и управления хранением и доступностью информации – 35% в год, говорит представитель ее российского офиса Екатерина Николаева.