Россия как ускоритель карьеры

Россия - среди стран, куда европейцы и американцы предпочитают направляться для быстрого продвижения по карьерной лестнице. Здесь экспатов воспринимают как профессионалов, носителей бизнес-культуры, а руководители мягче относятся к их ошибкам. Поэтому экспаты в России могут рассчитывать на более высокий уровень компенсации.
М.Стулов

Россия оказалась на третьем месте после Китая и Индии среди стран, куда предпочитают направляться европейцы и американцы для более быстрого продвижения по карьерной лестнице, – таковы результаты исследования Международной ассоциации консультантов по подбору менеджеров высшего звена (AESC), опросившей 324 рекрутинговые компании в США (63%), Европе (27,4%) и странах Азиатско-Тихоокеанского региона (9,6%).

Соответственно, за Россию проголосовало 17,6% респондентов, за Индию – 28% и за Китай – 54,4%. Большинство опрошенных экспертов считают, что в среднем для карьерного взлета хватает 2-4 лет пребывания за границей.

"Опрос показал, что в ситуации борьбы за кадры теперь конкурируют не только компании, а даже страны, – комментирует результаты Питер Феликс, президент AESC. – Поэтому при выборе места работы менеджеры сегодня оценивают экономический потенциал не только корпораций, но целых государств".

По данным Росстата, в прошлом году разница между инфляцией и средним ростом зарплаты в России не превысила 4%, в то время как в Индии разница между инфляцией и вознаграждением составила 150-200% (по данным Mercer), а в Китае – 300-400%. Российские управленцы в прошлом году оказались на четвертом месте по доходам после своих коллег из Саудовской Аравии, ОАЭ и Гонконга: доходы менеджеров крупных российских компаний за год выросли на 60% и достигли $157 348 в год (исследование Hay Group).

По мнению Максима Ткача, руководителя отдела по маркетинговым исследованиям Cornerstone, в 1990-е гг. российские менеджеры получали раз в пять меньше экспатов. Сегодня же их оклады практически сравнялись. По данным Cornerstone, в банковской и инвестиционной сферах оклады иностранцев превышают оклады россиян в полтора раза, в промышленности и нефтегазовой сфере процентов на двадцать. А в производстве товаров народного потребления, ритейле и страховании – на 10% меньше, чем у российских управленцев, в IT, медиа, фармацевтике и недвижимости – ниже на 20%, чем у россиян.

"Только в Москве руководителей-экспатов порядка 8000", – утверждает Артур Шамилов, партнер хедхантинговой компании TopContact. По его оценкам, больше всего их в финансовом и юридическом секторах (порядка 30-40%), меньше – на рынке потребительских товаров, телекоммуникационных услуг и розничной торговли (примерно по 10%). В стратегических же отраслях экспаты достаточно редки.

"В России существует традиционное восприятие экспатов, во-первых, как лучших профессионалов и, во-вторых, как носителей полезной для компании культуры, –комментирует Павел Безручко, гендиректор "Экопси консалтинг". – Кроме этого, наличие в компании менеджера-иностранца по-прежнему считается "престижным".

Благодаря этому экспаты в России действительно могут рассчитывать и на более высокий уровень компенсации, и на более быстрое по сравнению с российскими коллегами продвижение в карьере".

По мнению Безручко, отношение к ошибкам и недостаткам иностранных менеджеров у руководителей в России также более лояльное. Там, где про россиянина говорят: "Он провалил проект", про иностранного менеджера можно услышать: "Мы просто не сумели понять и адаптировать его методы работы к нашим условиям". Именно поэтому даже после явного провала многие экспаты без труда находят другое место работы в крупных российских компаниях.