Премьер обещает торговле госконтроль

По оценке Виктора Зубкова, доля отечественных продуктов питания в розничной торговле к 2012 г. может увеличиться до 70%. Для этого нужны кредиты сельхозпроизводителям, развитие земельной ипотеки; необходимо сглаживать сезонные колебания цен и использовать таможенно-тарифные инструменты регулирования импорта продукции.
Е.Стецко

Оборот розничной торговли в 2007 г. вырос на 15,2%, оптовой – на 13,4%, рассказал премьер-министр Виктор Зубков на заседании коллегии Минэкономразвития, передает "Прайм-тасс". По его оценке, доля отечественных продуктов питания в розничной торговле к 2012 г. может увеличиться до 70%. Для этого нужны, в частности, кредиты сельхозпроизводителям, развитие земельной ипотеки; необходимо сглаживать сезонные колебания цен и использовать таможенно-тарифные инструменты регулирования импорта продукции.

До 2010 г. рынок будет расти в среднем на 15% в год в долларовом измерении, говорит старший аналитик "Тройки Диалог" Виктория Гранкина. В прошлом году был настоящий торговый бум – рынок вырос на 31% до $413 млрд. В последние годы высокие темпы были обеспечены ростом потребления, объясняет Гранкина: спрос несколько насытился, но темпы останутся высокими за счет роста доходов в регионах.

Но госконтроль за торговлей должен быть усилен, уверен премьер. «Меры регулирования торговых услуг должны положить конец дискриминационным условиям, которые зачастую ставят крупные сетевые компании, – заявил Зубков. – Известно, что здесь страдают и отечественные производители».

Пока рано говорить о монополизации рынка или о давлении на производителей, говорит Гранкина: крупные сети контролируют менее 9% рынка, в европейских странах их доля достигает 80%.

Усилить контроль за торговлей обещают налоговики. В этом году в зону их повышенного внимания попадут розничная и оптовая торговля, операции с недвижимостью, говорилось в материалах, размещенных на сайте ФНС. Причина — снижение налоговых поступлений от торговли в 2007 г., несмотря на рост импорта и развитие сетей.

За последний год налоговики предъявили ряд крупных претензий торговым компаниям, как правило связанных с обвинениями в использовании однодневок, например, к "Эльдорадо" и "Связному".