На Россию призывают смотреть чисто потребительски

Британских ритейлеров убеждают, что преимуществ у России больше, чем недостатков. Рост потребительского спроса, достаточно эффективная налоговая система и растущая экономическая стабильность, возможно, делают Россию более привлекательной для розничных сетей, чем Индия и Китай.
Д.Гришкин

В преддверии российского инвестиционного road show в Лондоне на следующей неделе эксперты ведущих консалтинговых фирм убеждают ритейлеров, что преимуществ у России больше, чем недостатков, пишет FT.

Британские розничные сети, испытывающие трудности на отечественном рынке, упускают "уникальные" возможности, которые мог бы предоставить российский рынок, считают, в частности, руководители Ernst & Young и KPMG.

Многие потенциально прибыльные проекты ретейлеров сорвались из-за их опасений по поводу коррупции и бюрократических проволочек в России. Например, розничная сеть DSG в прошлом году отказалась от покупки сети в России после того, как два года изучала целесообразность сделки. DSG сочла, что она была бы "неуместной" с учетом "корпоративных, экономических и политических рисков".

Но Гэвин Джордж, глава отдела потребительских рынков Ernst & Young, считает, что увеличение потребительского спроса, достаточно эффективная налоговая система и растущая экономическая стабильность делают Россию более привлекательной для розничных сетей, чем Индия и Китай.

Роджер Маннингс, возглавляющий KPMG в России, считает, что "восприятие [России] отличается от реальности. Нельзя сказать, что здесь нет коррупции, но правда в том, что бизнес [отдельно взятой компании вполне] может быть прозрачным", и Россия является рынком, который не стоит игнорировать.

Доход на душу населения с 2007 по 2010 гг., по прогнозу Ernst & Young, вырастет на 44%, и, даже если "практика ведения бизнеса в России несколько отличается [от западной], то, немного поработав здесь, можно адаптировать свою модель" к условиям рынка, – говорит Джордж. Что касается коррупции, то Россию нельзя сравнить с Африкой, где коррупция открытая", – добавляет он.

Саймон Джозеф, организатор лондонского road show, соглашается, что момент для этого мероприятия выбран сложный, учитывая похолодание в британско-российских отношениях. В прошлом году британское правительство даже выпустило предупреждение для предпринимателей по поводу рисков, связанных с Россией. Кроме этого, приходу сетей мешает, в том числе, недостаток площадей.

Впрочем, недостаток площадей – проблема частная и временная. А вот, что касается рисков и их оценок – то тут все серьезнее. Ведь упомянутая FT российская "сеть", от покупки которой отказалась DSG – это не что иное, как "Эльдорадо", которая несколько месяцев назад попала под мощное давление российских силовиков и налоговых органов. Если бы сделка состоялось, то это было бы уже проблемой DSG. Таким образом, британская компания проявила скорее дальновидность, чем мнительность.