Что снижать: налог на прибыль или НДС?

Можно рассмотреть идею снижения налога на прибыль вместо НДС, допускает замминистра финансов Сергей Шаталов. По его словам, снижение налога на прибыль (сейчас - 24%) будет более эффективным для роста экономики, чем снижение НДС.
М.Стулов

Можно рассмотреть идею снижения налога на прибыль вместо НДС, допускает замминистра финансов Сергей Шаталов: "Если снижать налоги, то какой надо сделать выбор? Вполне возможно, что площадку можно расширить и рассматривать альтернативные варианты. Речь может идти о налоге на прибыль", - цитирует его Reuters.

В марте Минэкономразвития предложило уже с 2009 г. снизить НДС с 18% до 12-13% (при отмене льготной ставки в 10%). Позже руководитель ведомства Эльвира Набиуллина согласилась, что вряд ли снижение возможно ранее 2010 г. По оценке Минэкономразвития, из бюджета выпадет около 1% ВВП – при условии компенсирующего повышения акцизов, роста поступлений НДС (на 5%) и других налогов. По расчетам Минфина, выпадающие доходы составят 2% ВВП.

В конце апреля министр финансов Алексей Кудрин заявил, что в ближайшее время ставка НДС снижена не будет: «Началом этого процесса могут быть 2010-2011 гг. Если решение будет принято, то оно уже будет инкорпорировано в трехлетку с 2010 по 2012 г.»

Но давление на Минфин усиливается, констатирует чиновник ведомства. По словам Шаталова, Минфин представит свои расчеты и конкретные предложения по налогам к августу. Он не смог сказать, в пользу какого налога будет принято решение. Решение о снижении и унификации ставки НДС должно быть принято до августа, говорится и в подготовленном Минфином проекте основных направлений налоговой политики (есть у «Ведомостей»).

По словам Шаталова, снижение налога на прибыль (сейчас - 24%) будет более эффективным для роста экономики, чем снижение НДС. В Европе нагрузка действительно уменьшается в основном за счет налога на прибыль, а не косвенных налогов, констатируется в исследовании PricewaterhouseCoopers. Но если ставка НДС не превышает 8-12%, то стимулов к уклонению меньше, цитируется в исследовании директор центра по налоговой политике ОЭСР Джеффри П. Оуэнс. В Евросоюзе ущерб от мошенничества с НДС достигает в год 100 млрд евро. В России – 10-30 млрд руб. только из-за фиктивного экспорта, признает правительство в концепции системы контроля за экспортом и возмещением НДС.

В Европе действительно снижается налог на прибыль, а не НДС, но там не стоит задача структурных преобразований, отмечает замруководителя налогового комитета РСПП Сергей Беляков. Снижение налога на прибыль, конечно, высвободит оборотные средства, но у уже зарабатывающих предприятий, а снижение НДС – стимул для инвестиций и запуска новых проектов, уверен он. Кроме того, снижение НДС стимулирует перерабатывающие отрасли, в том числе нефтепереработку, добавляет он: то есть отрасли с высокой добавленной стоимостью. Сегодня отношение выплачиваемого НДС к прибыли добывающих компаний – 18%, в машиностроении отношение – 65%, знает он.

О том, что снижение ставки налога на прибыль может стать альтернативой снижению НДС, Шаталов заявляет не первый раз. Обычно Минфин выступает с таким предложением, когда на ведомство усиливается давление сторонников снижения НДС, отмечает чиновник экономического ведомства: отстояв любимый налог, Минфин забывает о своих обещаниях.

Снижение НДС не станет "прорывным" стимулом для промышленности, говорит чиновник Минфина, между тем риски для бюджета велики. Цены на нефть могут упасть, а снижение налогов в период роста экономики может привести к ее перегреву, добавляет он.