Начальники – не в теме

Две трети российских топ-менеджеров уверены, что руководителю необязательно детально разбираться в технологиях своего производства. Таков результат исследования SuperJob.ru, опросившего 9–21 апреля 5 000 топ-менеджеров с ежемесячным окладом от 100 000 руб. и выше.
М.Стулов

Почти две трети (63%) российских топ-менеджеров уверены, что руководителю компании необязательно разбираться в технологиях своего производства детально, – таков результат исследования SuperJob.ru, опросившего 9–21 апреля 5 000 топ-менеджеров с ежемесячным окладом от 100 000 руб. и выше в семи административных округах РФ.

"По большому счету, мы хотели выяснить, что думают о широко распространенном стереотипе что "руководитель – это не должность, а профессия" сами менеджеры, – рассказывает Наталья Голованова, руководитель Исследовательского центра Superjob.ru.

В том, что руководителю необязательно детально разбираться в технологиях, убеждены две трети топ-менеджеров. Причем руководители старше 51 года (64%) уверены в этом чаще молодежи до 30 лет (55%).

"Безусловно, руководителю компании не нужно разбираться в тонкостях производства, – уверен Константин Борисов, управляющий директор хедхантинговой компании Morgan Hunt Selection. – Гораздо важнее уметь собирать жизнеспособную команду специалистов".

"Не могу согласиться ни с одной из "крайних" позиций респондентов, – комментирует опрос Павел Безручко, гендиректор "Экопси консалтинг". – На мой взгляд, от руководителя высшего звена не обязательно требовать знания конкретных технологий "до винтика". То, что ему действительно необходимо – понимание всех бизнес процессов компании и их взаимного влияния. Но директор по производству должен понимать и как работает завод, и как устроена сбытовая сеть и цепочка поставок, как те или иные управленческие решения влияют на всю систему, финансовые показатели, стоимость акций компании".

Безручко, правда, отмечает, что на практике при смене компании топ менеджеры нередко меняют и функцию, и индустрию. Примеров тому много: президент аптечной сети "36,6" Джери Калмес ранее возглавлял "Вымпелком", а нынешний глава "Вымпелкома" Борис Изосимов перешел в компанию из "Марса", Леонид Меламед (из "Росно" в "МТС"), Кристиан Стрефф, возглавивший PSA Peugeot Citroen после руководства в Airbus и т.д.

"Успешность перехода зависит с одной стороны от "дистанции броска", с другой – от способностей менеджера к обучению и адаптации, – считает Безручко. – Чем ближе новая позиция к предыдущей, тем меньше дистанция, и тем ниже риск неудачи. В то же время, известно не так уж мало успешных "дальних бросков". И в каждом таком случае менеджеру приходилось осваивать массу нового за очень короткое время и окружать себя командой экспертов, помогавших быстро разобраться в ситуации.