Лучший рейтинг по ошибке

Moody’s необоснованно присвоила кредитный рейтинг ААА некоторым сложным структурным инструментам. Речь идет о постоянных пропорциональных долговых обязательствах (constant proportion debt obligations, CPDO).

Ошибка в компьютерной модели рейтингового агентства Moody’s привела к тому, что некоторые сложные структурные инструменты необоснованно получили кредитный рейтинг ААА.

Журналистам Financial Times удалось ознакомиться с внутренними документами Moody’s. Согласно им, некоторые высокопоставленные сотрудники агентства в начале 2007 г. знали, что в предыдущем году ряд инструментов получили рейтинг ААА из-за ошибки в программном коде модели присвоения рейтингов; после того как ошибка была исправлена, рейтинг должен был бы быть на четыре пункта ниже.

Речь идет о постоянных пропорциональных долговых обязательствах (constant proportion debt obligations, CPDO). Это достаточно экзотический инструмент, впервые был выпущен банком ABN Amro в 2006 г. Тот выпуск получил рейтинг ААА от Moody's и Standard & Poor's, хотя предлагал достаточно высокую премию к LIBOR – 2 процентных пункта, которая обычно ассоциируется с более рискованными инструментами. CPDO выпускаются структурой специального назначения; привлеченные от институциональных инвесторов деньги вкладываются с кредитным плечом в ценные бумаги, основанные на индексах iTraxx и CDX. Это индексы свопов "кредит-дефолт", представляющих рыночную страховку от дефолтов компаний с инвестиционным рейтингом из Европы и американского индекса Dow Jones соответственно. Деньги каждые полгода перекладываются из одного индекса в другой, более доходный. По инструментам выплачивается купон.

Обнаружив ошибку в начале 2007 г., Moody’s исправило ее и несколько изменило методологию присвоения рейтингов. "После этих улучшений в модели последствия ошибки в коде были устранены", – говорится в одном документе Moody’s, который видели журналисты FT. Тем не менее, инструменты, получившие рейтинг ААА по ошибке, сохранили его – до января этого года, когда их рейтинги были понижены на несколько пунктов вместе с рейтингами тысяч других структурных кредитных инструментов. По оценке FT, инвесторы, сохраняющие у себя эти инструменты, понесли бумажный убыток, а те, кто продал их во время кризиса, потеряли до 60% от своих инвестиций.