Зарплаты москвичей за год выросли на 17,7%

До конца полугодия эти цифры не изменятся: большинство опрошенных компаний пересматривают зарплаты не чаще двух раз в год. По данным Центра аналитических исследований "Анкор", наибольший рост окладов был отмечен у работников отделов маркетинга и связи с общественностью, отделов информационных технологий и кадровых отделов.
Е.Кузьмина

Прирост заработных плат с I квартала 2007 г. по I квартал 2008 г. составит 17,7%, – к такому выводу пришли специалисты Центра аналитических исследований "Анкор", в апреле опросившие 117 российских и иностранных компаний различных секторов бизнеса (см. график №1).

"До конца первого полугодия эти цифры не изменятся, поскольку подавляющее большинство опрошенных компаний пересматривают зарплаты не чаще двух раз в год", – объясняет Наталья Данина, директор Центра аналитических исследований "Анкора".

Наибольший рост окладов среди функциональных подразделений был отмечен у работников отделов маркетинга и связи с общественностью, отделов информационных технологий и кадровых отделов (см. график №2). Исследователи также отмечают, что на фоне падения курса доллара по отношению к рублю 90% московских компаний установили оклады своим сотрудникам в рублях (см. график №3).

"Как и прежде, рост зарплат превышает рост цен. Причем если сравнить данные "Анкора" по росту московских зарплат за последние четыре года с данными Росстата о темпах прироста цен (апрель к апрелю 2005 г.13,8%; 2006 – 9,8%; 2007 – 7,6%, 2008 – 14,3%), можно обнаружить, что говорить о тенденции сокращений или увеличения разрыва между этими показателями не приходится, – считает Андрей Коровкин, заведующий лабораторией прогнозирования трудовых ресурсов Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН. – В 2005-2007 гг. динамика роста зарплат была выше роста цен, зато в последний год сокращение разрыва определяется всплеском инфляции".

"Обычно во втором полугодии работодатели пересматривают зарплаты, ориентируясь именно на прогнозы роста инфляции, – соглашается Данина. – В текущем году темпы роста зарплат не снизятся и по итогам года могут составить порядка 20%".

Исследователи отмечают, что наряду с зарплатой большинство работодателей считают важным фактором мотивации сотрудников и соцпакет, причем, по данным исследования "Анкора", работодатели стремятся расширить и разнообразить подобные программы: помимо добровольного медицинского страхования, оплаты мобильной связи, проезда и питания, ставшими уже практически стандартным набором льгот, появляются и другие.

Скидки на товары и услуги компании предлагают своим сотрудникам 37% компаний; год назад их предоставляли – 22%.

Набирают популярность и программы негосударственного пенсионного страхования, сейчас их предоставляют 9% компаний (год назад – 7%).

"Все больше работодателей задумываются о концепции баланса работы и личной жизни своих сотрудников, – радуется Данина. – По нашим данным, уже 50% компаний предоставляют сотрудникам гибкий график рабочего времени (год назад – 41%)".

По ее мнению, во многом интерес к разнообразным методам мотивации связан еще и с тем, что столичный бизнес довольно молод: по опросам "Анкора", средний возраст сотрудника московской компании – 34 года (самые молодые – это офисные сотрудники и сотрудники отделов продаж, средний возраст которых – 30 лет). Московские руководители высшего звена ненамного старше – 38,5 лет.