Манана Асламазян подвела УК под статью

Конституционный суд защитил журналистку Манану Асламазян от преследования правоохранительными органами. Суд признал неконституционной часть 1 статьи 188 УК РФ о контрабанде валюты. Решение суда коснется многих граждан, но выполнить его будет непросто, предупреждают эксперты.
В.Баранов

На первом после переезда в Санкт-Петербург заседании Конституционный суд защитил журналистку Манану Асламазян от преследования правоохранительными органами, признав неконституционной часть 1 статьи 188 УК РФ о контрабанде валюты.

Суд переехал в Петербург по указу Владимира Путина. Судьи не хотели переезжать, а вчера жаловались "Ведомостям" на неустроенность своего быта – отсутствие связи, электричества и даже бумаги. Пресс-служба Суда тем временем сообщила, что работа началась "в нормальном режиме, все системы функционируют без сбоев, судьям ничего не мешает". Тем не менее, председатель Конституционного суда Валерий Зорькин остался в этот "торжественный" день в Москве: как сообщили в Конституционном суде "Интерфаксу", там "у него дела ". По словам собеседника агентства председатель будет сам вести заседания в Петербурге, "когда его присутствие потребуется ".

Решение по жалобе руководителя фонда "Образованные медиа" Мананы Асламазян о конституционности части 1 статьи 188 УК РФ огласила судья Людмила Жаркова.

В январе 2007 г. Асламазян была задержана при возвращении из Парижа в аэропорту "Шереметьево". По данным следствия, при прохождении таможенной границы Асламазян не задекларировала в установленном порядке 9,55 тыс. евро и более 5 тыс. руб., то есть больше суммы, эквивалентной $10 000, которую разрешается ввозить без декларации. В отношении нее было возбуждено уголовное дело по статье "контрабанда". Асламазян была взята подписка о невыезде, но она покинула Россию и в настоящее время находится в международном розыске. Заявительница полагает, что ее уголовное преследование стало возможным вследствие неопределенности норм права: попытка ввезти в Россию сумму, превышающую $10 000 без внесения в декларацию, с одной стороны, признается административным правонарушением (статья 16.4 КоАП РФ – "недекларирование валюты"), а с другой стороны – уголовно наказуемым деянием (часть 1 статьи 188 УК РФ – "контрабанда").

КС РФ признал оспоренную норму не соответствующей Конституции РФ и нарушающей принципы равенства и справедливости. Суд указал в своем решении, что сам факт ввоза валюты не рассматривается в действующем законодательстве, как посягательство на интересы страны в сфере экономики. Как сообщила судья, вводя уголовную ответственность за контрабанду валюты, законодатель обязан был сформулировать норму таким образом, чтобы при признании размера недекларированной валюты, как крупного, из всей ввозимой суммы была исключена та ее часть, которая разрешена к ввозу без декларирования.

Согласно решению суда, нормативное положение части 1 статьи 188 УК РФ утрачивает силу и не подлежит применению, а основанные на нем решения судов и иных органов подлежат пересмотру, в том числе и дело Асламазян.

Адвокат Андрей Князев приветствует решение суда. По его словам такие дела часто встречаются и касаются довольно большого числа граждан: "И ведь несправедливо, когда "перевес" , например, составляет $10, а вы несете ответственность по полной и изымаются у вас все $10 010". Однако адвокат считает, что решение будет сложно выполнить, потому что пересмотреть придется не только УК, но и внутренние документы правоохранительных органов.