Передовики капиталистического соревнования
Сокращения издержек позволили автоконцернам США догнать японские компании по производительности труда. Согласно докладу Oliver Wyman, в 2007 г. году Chrysler и Toyota Motor сравнялись по этому показателю – на изготовление одной машины у них уходит 30 человеко-часов (с минутами).Сокращения издержек позволили автоконцернам США, еще несколько лет тому назад значительно отстававшим от японских компаний, догнать их по производительности труда, говорится в докладе консалтинговой компании Oliver Wyman.
Согласно докладу, в 2007 г. году Chrysler и Toyota Motor сравнялись по этому показателю – на изготовление одной машины у них уходит 30 человеко-часов (с минутами). У General Motors трудозатраты больше на два человеко-часа, а у Ford Motor – на три с половиной. Это означает, что их расходы на рабочую силу в расчете на одну машину не превышают расходы Toyota более чем на $260. Honda Motor по этому показателю находится между лидерами (Chrysler и Toyota) и GM. А Nissan Motor – как раз между GM и Ford.
При этом, в 2003 г. американским производителям на машину требовалось примерно на 10,5 человеко-часов больше, чем японцам, что выливалось в перерасход примерно в $790 на один автомобиль.
Подправить ситуацию с производительностью труда во многом удалось благодаря увольнениям в последние годы десятков тысяч рабочих и получению от профсоюзов согласия на снижение зарплат. Последнее особенно нервирует Toyota, которая традиционно конкурировала в цене за счет низких зарплат на своих заводах.
Впрочем, американские компании продолжают терпеть убытки из-за других ценообразующих факторов (в том числе металлоемкости их продукции). В прошлом году Ford теряла на производстве одной машины в Северной Америке $1467, GM – $729, а Chrysler – $412. В то же время японские производители зарабатывали на каждой машине от $922 до $1641.