Альтернатива рудной олигополии

Мировые производители стали покупают сырье на образовавшемся недавно рынке фьючерсов. Новый рынок неизмеримо мал по сравнению с основным, но это попытка рассекретить рынок руды, который сейчас основывается на договоренностях между тремя крупнейшими поставщиками и крупными потребителями.
М.Стулов

Мировые производители стали, не согласные платить огромные цены, назначенные несколькими крупными производителями руды, пошли по другому пути – они покупают сырье на образовавшемся недавно рынке фьючерсов, сообщила WSJ.

В торговле, начатой Credit Suisse и Deutsche Bank, используется индекс спотовых цен, основанный на опросе покупателей, прежде всего в Китае – крупнейшем импортере руды. Новый рынок неизмеримо мал по сравнению с основным. Например, в первую неделю торгов на площадке Credit Suisse было продано всего около 1,1 млн т. руды примерно на $250 млн (объем мирового производства составляет 1,1 млрд т. руды).

Тем не менее, это попытка несколько рассекретить рынок руды, который сейчас основывается на договоренностях между тремя крупнейшими поставщиками – австралийскими BHP Billiton и Rio Tinto и бразильской Vale – и крупными потребителями. Цена по долгосрочным контрактам, которые они заключают между собой в условиях секретности, ниже спотовой, по которой руду покупают все остальные.

Рост спроса на развивающихся рынках, прежде всего азиатских, обеспечил двукратный рост цен на руду в прошлом году – до $185 за тонну. Ожидается, что новые площадки помогут снизить цену руды для небольших сталелитейных компаний, каких много, например, в Китае.

"Рынок железной руды никогда не был прозрачным, – говорит Камал Накви, участвовавший в разработке новой биржи Credit Suisse, – впервые у сталеваров появится возможность устанавливать [будущую] цену сегодня".

Аналогичная тенденция появилась и на рынке стали. В конце апреля пилотные торги по стальным фьючерсам начались в системе Select на Лондонской бирже металлов. До этого торговли деривативами на сталь, рынок которой по объему уступает только нефтегазовому (1300 млн т. в год), не существовало из-за сопротивления сталеваров, которые не хотели отдавать контроль над ценами в отрасли трейдерам.

По мнению аналитика Lehman Brothers Владимира Жукова, появление новых площадок на рынке руды вряд ли изменит основные схемы его работы – банки, создавшие их, "смогут замкнуть на себя лишь ограниченные объемы".