ФРС требует больше власти

США необходимо ввести единую систему регулирования банков и инвестбанков, считает Тимоти Гейтнер. По мнению президента Федерального резервного банка Нью-Йорка, центральную роль в обеспечении такого надзора должна играть Федеральная резервная система.

США необходимо ввести единую систему регулирования банков и инвестбанков – от них зависит стабильность мировой финансовой системы, считает Тимоти Гейтнер, президент Федерального резервного банка Нью-Йорка.

Финансовые "институты, играющие центральную роль на денежных рынках, включая глобальные банки и инвестбанки, должны работать в рамках единой системы, обеспечивающей более жесткий и консолидированный надзор и предъявляющей соответствующие требования к капиталу и ликвидности", пишет Гейтнер в статье, опубликованной сегодня в Financial Times.

По его мнению, центральную роль в обеспечении такого надзора должна играть Федеральная резервная система. Сейчас она ответственна за стабильность финансовой системы в целом, однако не имеет всех необходимых полномочий, которые позволили бы ей осуществлять надзор над ключевыми игроками, утверждает Гейтнер. Под контроль ФРС подпадают коммерческие банки, в том числе те, что имеют крупный инвестиционно-банковский бизнес, такие как JPMorgan Chase и Citigroup. Однако собственно инвестбанки, такие как Goldman Sachs, Morgan Stanley, Bear Stearns, – сфера ответственности Комиссии по ценным бумагам и биржам.

В марте, в разгар кризиса, ФРС все-таки организовала спасение оказавшегося на грани краха Bear Stearns – слишком уж опасной была ситуация. По мнению знаменитого инвестора Уоррена Баффетта, если бы этого не было сделано, на следующий день рухнул бы еще один банк, потом еще один и т. д.

Однако чтобы формально оформить помощь неподконтрольному ей банку, ФРС пришлось привлечь JPMorgan Chase, который согласился купить Bear Stearns. В последние дни перед этим Bear Stearns отчаянно пытался найти деньги, обратившись, в частности, даже к сингапурской инвесткомпании Temasek. С просьбой купить Bear Stearns обращались и к тому же Баффетту (кто – он не говорит). Главным организатором спасения Bear Stearns как раз был Гейтнер.

План по совершенствованию контроля за финансовыми рынками США представила в конце марта специальная комиссии под руководством министра финансов Генри Полсона. Она тоже ратует за расширение полномочий ФРС. По мнению комиссии, надзорные функции ФРС должны распространиться также на инвестиционные банки, хедж-фонды и страховые компании, и в идеале она должна стать регулятором, отвечающим за стабильность рынков. «ФРС должна иметь возможность двигаться по всей финансовой системе — в тех направлениях, где, по ее мнению, есть необходимость в более пристальном взгляде для сохранения стабильности», — заявил тогда Полсон.

Гейтнер также считает, что ФРС необходимо, в частности, установить "более строгий контроль над важными частями платежной системы… в том числе над инфраструктурой децентрализованных внебиржевых рынков". В апреле на один из таких рынков, где торгуются свопы кредит-дефолт (CDS), обрушился Джордж Сорос. Он назвал рынок CDS «самым жутким нерегулируемым рынком, который висит над финансовой системой как дамоклов меч, поскольку вы не знаете, сможет ли ваш контрагент выполнить обязательства». Свопы представляют собой рыночную страховку от дефолта компаний и правительств по долгам. «Объем этого рынка — $45 трлн, а это в пять с лишним раз больше, чем весь рынок гособлигаций США», — возмущался Сорос. По его мнению, необходимо создать биржу или клиринговую палату для CDS.