Уго Чавес признал, что перебрал со спецслужбами

Президент Венесуэлы приостановил действие закона "о разведке и контрразведке". Особую критику вызвали положения закона, обязывавшие граждан Венесуэлы сотрудничать со спецслужбами, доносить и следить друг за другом.
М.Стулов
М.Стулов

Президент Венесуэлы Уго Чавес приостановил действие закона "о разведке и контрразведке". Он признал ошибки и решил исправить закон, о чем и сообщил в традиционной воскресной программе "Алло, президент", передает ИТАР-ТАСС.

Документ был принят десять дней назад и предусматривал создание трех новых спецслужб в добавление к уже существующим двум. Кроме того, предполагалось создать особый информационный центр, куда стекалась бы вся разведданные. Новые структуры должны были курировать все силовые министерства Венесуэлы: обороны, юстиции и внутренних дел. В Минобороны и МВД параллельно действовали бы главные управления разведки и контрразведки.

Кроме того, для подготовки сотрудников особо секретных спецслужб в Венесуэле планировалось создание университета безопасности, который выпускал бы профессиональных разведчиков, работающих под прикрытием в государственных и коммерческих органах.

Новые разведорганы наделялись широкими полномочиями, в частности, имели право устанавливать слежку за гражданами без санкции суда. Президент Чавес обещал, что спецслужбы не будут бороться с инакомыслием и независимой прессой.

Особую критику вызвали положения закона, обязывавшие граждан Венесуэлы сотрудничать со спецслужбами, доносить и следить друг за другом. За отказ информировать спецслужбы о лицах, угрожающих безопасности страны, предусматривалась уголовная ответственность. Кроме оппозиции это вызвало протест у иерархов католической церкви, по мнению которых, в соблюдении священниками тайны исповеди разведчики имели право усмотреть признаки государственного преступления.

По словам члена совета Федеральной адвокатской палаты Юрия Костанова, в старом уголовном кодексе России была статья об ответственности за недоносительство о преступлении, в новом кодексе она упразднена: "С учетом особенностей нашей страны и истории это было чрезвычайно опасно".

Адвокат Юрий Шмидт добавляет, что спецслужбы пользовались статьей "о недоносительстве".