Есть ли бонус после смерти

WSJ получила сведения о посмертных выплатах семьям и наследникам руководителей крупных компаний, скончавшихся до выхода на пенсию. В некоторых случаях посмертный бонус оказался сравним с квартальной прибылью компании.
С.Николаев

В распоряжении The Wall Street Journal оказались предоставляемые властям сведения о посмертных выплатах семьям и наследникам руководителей крупных компаний, скончавшихся до официального выхода на пенсию.

Сами компании говорят об этом неохотно, так как против подобной практики часто выступают их акционеры, считаюшие, что топ-менеджеры зарабатывают достаточно и при жизни.

По данным исследовательской компании Equilar, сейчас уже до 17% из 93 крупных американских компаний предлагают генеральным директорам "посмертное вознаграждение", а 40% оплачивают страхование жизни.

Эта практика уже имеет свою историю. Так контракт главы Occidental Petroleum Арманда Хаммера предполагал выплату ему зарплаты до достижения возраста 99 лет. Хаммер умер в 1990 г. в 92 года и причитающееся получили наследники. Наследники же преемника Хаммера в компании – Рэя Ирани – в случае его смерти смогут реализовать опционы и получат другое вознаграждение на $101,9 млн.

Контракт главы Time Warner Стивена Росса, скончавшегося в 1992 г., предполагал выплату его зарплаты наследникам в течение трех лет после смерти. Он также завещал им опционы, которые в том же 1992 г. по разным оценкам составляли от $75 млн до $300 млн.

Такие выплаты иногда несопоставимы с прибылями компаний. Например, наследники Юджина Айзенберга, гендиректора Nabors Industries, в случае его смерти должны получить $263,6 млн, что превышает ее прибыль за весь I квартал этого года.

Критики подобной практики считают, что зарплат топ-менеджеров и так достаточно для страхования жизни, не говоря уже о том, что эту страховку им часто оплачивают сами компании (сверх зарплат).

Но и $3 млн – страховка, которая будет выплачена наследникам Роба Симпсона, гендиректора газовой компании XTO Energy, – лишь малая часть всех выплат. Они также получат "бонус" $111 млн, и зарплату в $4,4 млн, и смогут немедленно реализовать опционы на $20,5 млн. Им также полагается $158 400 в виде "компенсации за использование личного автомобиля в служебных целях".

Есть и более необычные схемы. Так например, семья Джеймса Флореса, гендиректора Plains Exploration & Production, исходя из содержания контракта с ним на декабрь прошлого года, в случае его смерти получила бы еще не выданные ему опционы за семь лет на $113 млн, не считая $53 млн от уже выданных.

Некоторые компании под давлением акционеров отменяют или ограничивают подобную практику. Так поступила, например, Lockheed Martin. Но одновременно она решила заранее выплатить своему главе Роберту Стивенсу $1 млн еще при жизни.

Совет директоров Comcast в прошлом году отменил условие договора с председателем исполнительного комитета компании Ральфом Робертсом, по которому наследникам назначалась "зарплата" $2 млн в течение пяти лет после смерти. Но положение о "вознаграждении" в $87 млн в нем осталось. В основном, это страховка на Робертса и его жену, покрывающаяся компанией, общая сумма которой составит $130 млн.

Comcast также будет обязана платить "зарплату" и бонусы и наследникам сына Ральфа Робертса – гендиректора компании Брайана Робертса – в течение пяти лет после его смерти. Их сумма на конец прошлого года составляла примерно $60 млн, наследникам также причиталось бы $223 млн страховки, оплаченной компанией.