Заказам на лайнеры предрекают катастрофу

До трети заказов на новые авиалайнеры Boeing и Airbus могут быть отменены. Причина – тяжелое положение авиакомпаний из-за роста цен на горючее. Многие модели бизнеса авиакомпаний просто перестают работать при ценах на нефть в $135 за баррель, говорят эксперты.
Д.Гришкин

До трети заказов на новые авиалайнеры Boeing и Airbus могут быть отменены, пишет WSJ. Причина – тяжелое положение авиакомпаний из-за роста цен на горючее. Некоторые авиакомпании уже пересматривают свою закупочную политику. Например JetBlue Airways Corp. отложила на пять лет поставку заказанных ей 21 А-320. Другая авиакомпания – AirTran Airways отложила на четыре года покупку 18 Boeing 737-700 и продала два недавно купленных новых самолета.

Другие компании отправляют на стоянки старые модели самолетов с большим потреблением горючего, продают свои более новые самолеты лизинговым компаниям, а затем приобретают их-же в лизинг. Northwest Airlines, не отказываясь от запланированного приобретения 18 Boeing 787, намерена уменьшить общую численность своего авиапарка, продав 14 Boeing 757 и А320, а также 33 устаревших DC-9.

За последние три года у Boeing и Airbus набралось почти 7000 заказов на новые самолеты, общая стоимость которых более $500 млрд. Представители обеих компаний пока заявляют, что уверены в перспективах рынка и продолжают строить планы расширения производства. Тем не менее, в беседах они признают, что почти ежедневно ведут переговоры с компаниями, желающими отменить свои заказы. Как правило от новых самолетов отказываются американские компании, но это явление уже затронуло Европу и Индию.

Когда авиакомпании нужны деньги, она рассматривает все возможности, заявил WSJ Стивен Удвар-Хэйзи, председатель лизинговой компании International Lease Finance Corp. По его подсчетам, отменены или отложены могут быть 25–30% заказов. Именно столько новых самолетов было необходимо для реализации имевшихся у авиакомпаний планов расширения бизнеса. Прочие заказы шли на замену самолетов с завершавшимся сроком службы. По мнению стратега RBS Greenwich Capital Дугласа Ранте, "многие модели бизнеса авиакомпаний просто перестают работать при ценах на нефть в $135 за баррель".