"Мегафон" разговорил абонентов

Выручка третьего российского сотового оператора выросла на 39,7% до $1,56 млрд. По темпам роста выручки "Мегафон" немного обогнал МТС и уступил "Вымпелкому". "Мегафон" стимулирует рост объема потребляемых клиентами услуг, и эта политика дает плоды.
М.Стулов

Выручка третьего по количеству абонентов и выручке российского сотового оператора – "Мегафона" – за I квартал 2008 г. (US GAAP) в долларовом выражении выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 39,7% до $1,56 млрд (в рублевом исчислении рост составил 28,8%).

По темпам роста выручки "Мегафон" немного обогнал МТС (ее квартальные доходы прибавили за год 37%, составив $2,38 млрд) и уже не впервые уступил "Вымпелкому" (+41,7%, $2,12 млрд). Однако опережающие темпы роста "Вымпелкома" отчасти объясняются тем, что с конца февраля он начал консолидировать показатели оператора фиксированной связи Golden Telecom, приобретенного за $4,35 млрд.

Кроме того, в отличие от "Вымпелкома" и МТС, "Мегафон" работает в основном в России (единственная страна за пределами России, где компания присутствует, – Таджикистан, там у "Мегафона" всего 157 747 абонентов). Выручка МТС в России выросла в I квартале на 37% ($1,798 млрд), российские доходы "Вымпелкома" от мобильного бизнеса – на 31% ($1,675 млрд), и на этом фоне "Мегафон" остался самым быстрорастущим участником сотовой "большой тройки".

Правда, по темпам роста EBITDA и чистой прибыли (+43,5% и +63,6% в долларовом выражении) "Мегафон" все же уступил российскому подразделению "Вымпелкома" (OIBDA выросла по сравнению с январем-мартом 2007 г. на 46,7%, а чистая прибыль – на 120%). Ранее гендиректор "Вымпелкома" Александр Изосимов объяснял: в I квартале компания урезала маркетинговые расходы в связи с необходимостью привлечь крупные займы на покупку Golden Telecom. Коммерческие, административные и общехозяйственные расходы "Вымпелкома" в I квартале выросли по сравнению с тем же периодом прошлого года всего на 20,3% (в России – на 15,7%), составив 25% выручки (в России – 24,2%). А "Мегафон" за это же время увеличил коммерческие и операционные расходы на 24,4%, и их общий размер составил 30,7% от выручки.

В частности, в январе–марте "Мегафон" начал продажу тарифов, "направленных на стимулирование потребления трафика внутри сети", отмечается в пресс-релизе компании. Например, "Мегафон-Москва" запустил услуги "Домашняя зона" и "Офисная зона", призванные стимулировать абонентов дома и в офисе пользоваться мобильным телефоном, а не стационарным. По прогнозам MForum Analytics, к концу 2008 г. в России будет использоваться 97 млн мобильных телефонов (их владельцами будут 67,8% населения), и в условиях насыщения рынка основные маркетинговые инициативы "Мегафона" "направлены на стимулирование роста объема потребляемых клиентами услуг".

Эта политика дает плоды: средняя продолжительность разговора одного абонента "Мегафона" в I квартале составила 275 минут в месяц (+25% по сравнению с январем-мартом 2007 г.). У "Вымпелкома" этот показатель в России составил 198,7 минуты в месяц (+23,5%), у МТС – 193 минуты в месяц (+44%). Правда, увеличение продолжительности разговоров у абонентов "Мегафона" привело к тому, что компания продолжила снижать среднюю стоимость минуты связи: в I квартале этот показатель у нее составил 5,3 цента в месяц (кварталом ранее – 5,66 цента), у "МТС Россия" он был чуть ниже (5,2 цента), а у "Вымпелкома" в России – значительно выше (6,6 цента).