Лех Качинский убил Лиссабонский договор

Президент Польши Лех Качинский заявил, что не будет подписывать акт о ратификации Лиссабонского договора. Происходит то, чего больше всего опасались европейские политики: против договора выступают все новые недовольные им.
Д.Гришкин

Президент Польши Лех Качинский заявил, что не будет подписывать акт о ратификации Лиссабонского договора, принятый польским парламентом весной этого года.

Вместе с решением президента Германии Хорста Келера отложить подписание аналогичного немецкого акта до рассмотрения ряда исков граждан по содержанию документа в Конституционном суде ФРГ заявление польского лидера может поставить крест на попытках европейских политиков спасти этот договор о дальнейшем углублении интеграции в Европе, проваленный на референдуме в Ирландии 12 июня.

Ирландия – единственная из 27 стран–членов Евросоюза, где для утверждения подписанного в декабре 2007 г. акта требовался референдум, а в Польше и Германии, как и в других странах, договор ратифицировался в парламенте.

Лиссабонский договор утверждает принцип "двойного большинства" при принятии ряда важных решений в ЕС вместо принципа консенсуса, то есть позволяет принимать решение большинством из голосов стран, располагающих наибольшим населением. Кроме того, он также усиливает позиции европейских органов в области внешней политики и обороны.

Страны ЕС разработали этот документ чтобы заменить провалившуюся на референдумах во Франции и Нидерландах в 2005 г. Европейскую конституцию.

Теперь происходит то, чего больше всего боялись европейские политики после ирландского референдума – против договора выступают все новые недовольные им, говорит редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов. Если уговорить Ирландию "переголосовать" еще можно, и есть надежда на то, что, что не имеющий большинства в своем парламенте Качинский изменит свое мнение, то если ту же позицию займет Германия, то договору точно конец, говорит эксперт.

Кроме того, к Польше может присоединиться и Чехия, президент которой Вацлав Клаус уже заявлял, что не может гарантировать ратификацию документа. Все эти проблемы имеют прямое отношение к России, говорит Лукьянов. Ранее были надежды, что во время начавшегося 1 июля полугодового председательства в ЕС дружественной к России Франции удастся добиться прогресса на переговорах по новому российско-европейскому договору, теперь же ясно, что все силы Парижа будут брошены на решение проблем внутри самого ЕС.