Стукачество как качество

45% частных компаний в мире поощряют потенциальных "внутрикорпоративных осведомителей". При этом в России это делают едва ли не меньше всех – 22% фирм. Через пару десятков лет это соотношение может измениться.
Д.Гришкин

45% частных компаний в мире поощряют потенциальных "внутрикорпоративных осведомителей". При этом в России это делают едва ли не меньше всех – 22% фирм, – таковы результаты нового международного исследования компании Grant Thornton International, опросившей 7800 руководителей предприятий с численностью персонала от 100 до 499 человек в 34 странах мира.

Компаний, поощряющих доносы, больше всего в Латинской Америке – 68%, меньше всего – 29% – в Восточной Азии (исключая КНР, где вопрос не задавался) (см. график).

В большинстве западных стран осведомление сотрудниками руководства о нарушениях внутри компании считается обычной практикой. "Это способ предупредить менеджмент о ненадлежащих методах работы, практикуемых на рабочем месте, – говорит Алекс МакБит, руководитель направления по предоставлению услуг компаниям, управляемым собственниками Grant Thornton International. – И часто – единственный источник, при помощи которого еще до того, как компания понесет серьезные потери, до сведения руководства может быть донесена информация о нарушениях, криминальной деятельности сотрудников или мошенничестве".

Частные компании могут извлечь колоссальную выгоду, если будут создавать специальные условия для потенциальных осведомителей, полагает он: без этого коллеги будут считать их предателями – вместо того, чтобы относиться к ним как к части ценной системы, сохраняющей для компании деньги и репутацию, а иногда и жизни сотрудников. Риск для компаний заключается как раз в том, что люди, осведомленные о каких-то неприятностях внутри, могут просто промолчать или уволиться, так и оставив проблему нераскрытой.

Я удивлен, что в России доля компаний, поощряющих осведомительство так велика, говорит партнер российской "Грант Торнтон" Иван Сапронов, ведь все это часто приравнивается именно к тем самым доносам, которые памятны еще с советских времен. В России отношение к доносчикам всегда было и будет резко негативным – у нас абсолютно другая культура, считает он. А информация на уровне сплетен, если к ней прислушивается руководство, может только мешать руководить, обращает внимание Сапронов.

В России было опрошено 250 компаний в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Екатеринбурге, Перми, Новосибирске, Воронеже, Владивостоке, Краснодаре и Волгограде. В результате выяснилось, что осведомительство поощряется лишь примерно в каждой пятой компании. При этом, в Москве – намного реже (16%), чем в регионах (до 40% – в Нижнем Новгороде).

"Я бы не сказал, что россияне не склонны доносить. По крайней мере, не стал бы утверждать это столь категорично. За двадцать лет [после СССР в сознании людей] многое изменилось – а еще через двадцать традиция информирования начальства, думаю, у нас будет сопоставима с общемировой", – размышляет Сергей Пятенко, гендиректор экономико-правовой школы ФБК. При социализме, если коллега пришел на работу пьяный, правильным поступком считалось: спрятать его от начальства (то есть, от государства), вспоминает Пятенко. Сегодня же, многие реально понимают, что один пьяница может испортить всю работу и наказать коллектив, уверен он.