Тотальное замедление

Российская экономика замедляется, не обращая внимания на дорожающую нефть. Экономисты начали подозревать это еще в апреле-мае, но опубликованные в понедельник данные о социально-экономических итогах первого полугодия окончательно разубедили оптимистов.
В.Баранов

Российская экономика замедляется, не обращая внимания на дорожающую нефть. Экономисты начали подозревать это еще в апреле-мае, когда стала загибаться вниз кривая роста инвестиций, а затем и промышленности. Опасения подтвердил июньский спад роста индустрии (она прибавила меньше 1%). Но окончательно разубедить оптимистов должны опубликованные в понедельник утром Росстатом краткие социально-экономические итоги первого полугодия.

Продолжается снижение скорости роста инвестиций. Еще в начале года они увеличивались прошлогодним темпом (24-26%). Теперь цифры куда скромнее: за полугодие инвестиции прибавили 16,9%, а в июне – лишь 10,8% по сравнению с прошлым июнем.

Индустрия в январе-июне выросла против того же периода 2007 г. на 5,8%. Год назад аналогичный показатель был выше, но не намного – 7,1%. Но собственно в июне промышленность прибавила жалкие 0,9%.

Промышленность стремительно теряет конкурентоспособность по сравнению с импортом: увеличиваются издержки. За 12 месяцев по июнь отпускные цены производителей выросли на 28,1% (за то же время включая прошлый июнь – лишь на 12,7%). Со скоростью 4-5% в месяц цены производителей растут уже третий месяц подряд. Дорожают не только (вслед за мировым рынком) энергоресурсы, но и (лишь чуть медленнее) продукция обрабатывающих производств.

Ровно прошлогодним темпом растет оборот торговли: 15,2% против 15,3%. Но в июне торговля была выше прошлогодней лишь на 13,8%. Так медленно она за последние полтора года не росла. Интересно, что покупка населением непродовольственных товаров увеличивается прежним темпом, а все торможение приходится на подорожавшие продукты.

Замедлился и рост платных услуг населению: за полгода он вырос на 6% (год назад – 7,8%), но в июне – вдвое меньше, на 3,2%.

Приостановку роста торговли и платных услуг объясняет динамика доходов населения. За полгода они выросли на 8,1% (годом раньше – на 9,5%), но в июне – всего на 6,6%. Быстрее наращивать потребление население не может: банки выдают меньше кредитов, а доходы увеличиваются слабо.

Рост доходов съела инфляция, за последние 12 месяцев по июнь потребительские цены выросли на 15,1%, тогда как за то же время включая прошлый июнь – на 8,5%.

Работодатели пытаются перекрыть рост инфляции, но у них не выходит. Гонка зарплат при сокращении экономически активного населения (оно началось в апреле) привела к их ускорению: заработки увеличились на 28,6% в июне (к прошлому июню) и на 28,7% за I полугодие (к прошлому I полугодию). Год назад зарплаты чуть росли скромнее – на 24,7% и 26,6% соответственно.

Средняя зарплата достигла в июне 17 808 руб. (год назад – 13 848 руб). Но рост реальных зарплат из-за скачка инфляции упал с 15-17% год назад до 12-13% сейчас.

Импорт увеличивается примерно прошлогодним темпом (около 40%), а экспорт – и вовсе в 4-5 быстрее (на 44-51% против 9%). Но доходы от экспорта углеводородов в основном оседают в фондах Минфина. Между тем даже растущие бюджетные компенсации не покрывают населению двухзначную инфляцию. А корпорации замедляют увеличение инвестиций и выпуска: их цены все менее конкурентоспособны, а прибыли тратятся на зарплаты и налоги.