Не все лучшее детям

Владельцы прав на персонажей популярных детских книг и шоу запрещают использовать их при празднованиях дней рождений и прочих утренниках. Дети хотят отмечать дни рождения не с абстрактным клоуном, а с любимым персонажем. Но деятельность компаний, организующих праздники, постоянно отслеживают владельцы прав.
С.Николаев

Американские компании – владельцы прав на персонажей популярных детских книг и шоу запрещают использовать их при празднованиях дней рождений и прочих утренниках, пишет WSJ.

Родители оказались в безвыходной ситуации. Дети хотят отмечать дни рождения не с абстрактным клоуном, а с любимым персонажем. Но деятельность компаний, организующих праздники, постоянно отслеживают владельцы прав, такие как Marvel Entertainment или Scholastic, и требуют немедленно прекратить их участие под угрозой судебных исков.

Чтобы избежать исков, организаторам праздников приходится сильно видоизменять облик персонажей и видоизменять их имена, сохраняя сходство с оригинальными.

Лесли Энн Хукер, владеющая одной из компаний по организации праздников, в какой-то момент решила во избежание неприятностей изменять костюмы героев на 40%. Но позже, по-прежнему опасаясь исков, она все-таки перешла на других, собственных персонажей.

Другие продолжают использовать клонов знаменитостей, получая постоянные предупреждения, а время от времени и повестки в суд от владельцев на образы персонажей. Но "клоны" не всегда выручают и срабатывают.

Когда на одном дне рождения появилась "Девочка с рюкзачком", изображающая крайне популярную среди девочек Дору-путешественницу, дети не признали ее, некоторые даже заплакали. Тогда организатор праздника вернул расстроенным родителям часть денег и сообщил, что за настоящей Дорой им нужно обращаться только к ее владельцу – компании Nickelodeon.

Но компании–правообладатели очень редко разрешают использование образов в частном порядке, считая, что это ведет к снижению доходов, например, в специальных парках развлечений. Или берут за такие услуги значительные суммы.

Так, компания, работающая по контракту с Marvel, предлагает услуги "сертифицированных" актеров в костюме "Человека-паука" по минимальной цене $1600 за один визит на детский праздник. Nickelodeon не практикует участие своих персонажей в частных праздниках, но посылает их в туры по стране, – на выступления, куда можно попасть по билетам.

Владельцы прав говорят, что не ставят целью портить детям праздники, но если они прекратят защищать свои права в этом узком сегменте, то потом это будет сложно сделать и в других – более массовых. Кроме того, им важно, чтобы образы персонажей не искажали: скажем, чтобы та же Дора-путешественница не появилась где-нибудь с сигареткой во рту.