Башкирскому ТЭКу "Русснефть" не пример

Суд отложил рассмотрение дела о взыскании контрольных пакетов акций шести предприятий башкирского ТЭКа в доход государства. Дела башкирского ТЭКа держатся в "подвешенном" состоянии потому, предполагают политологи, что в Кремле пока не решено, кто будет дальше управлять Башкирией.
М.Стулов

С декабря 2006 г. межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 добивается взыскания контрольных пакетов акций (52-66%) шести предприятий башкирского ТЭКа в доход государства. Это позволяет делать ст. 169 Гражданского кодекса (сделки, заведомо противные основам правопорядка). По мнению налоговиков, суд должен применить эту статью к операциям по безвозмездной передаче акций от «Башкирского капитала» нескольким ООО в апреле 2006 г. (совладельцем компаний считается Урал Рахимов – сын президента Башкирии Муртазы Рахимова).

Суды первой и апелляционной инстанций уже согласились с доводами налоговиков. С зимы структуры Рахимова оспаривают их решения в кассационном арбитражном суде Московского округа (ФАС МО). Шансы ООО на победу выросли, когда 10 апреля пленум Высшего арбитражного суда (ВАС) запретил налоговикам применять ст. 169 лишь потому, что сделка совершена для уклонения от налогов.

Но ФАС МО до сих пор не применил эту норму, по разным причинам откладывая заседания. А сегодня суд отложил рассмотрение дела, чтобы налоговики подготовили запрос в Конституционный суд (КС). Между позициями ВАС и КС по поводу применения ст. 169 есть противоречия. Последний в своем определении от 2001 г. подтвердил права налоговиков подавать иски по ст. 169.

Дело отложено на неопределенный срок – как предположил судья, это могут быть "две недели или более". Но в случае подачи такого запроса, рассмотрение дела и должно быть приостановлено, объясняет адвокат Московской городской коллегии адвокатов Алексей Мельников: а разъяснений от КС придется ждать около полугода.

Позиция ФАС МО неудивительна, председатель суда Людмила Майкова и председатель ВАС Антон Иванов публично высказывали противоположные позиции по применению ст. 169, напоминает Мельников. Кроме того, Иванов направил в Высшую квалификационную коллегию судей представление о лишении Майковой полномочий.

Какую бы позицию ни занял КС, поведение налоговиков в деле Башкирского ТЭК контрастирует с отказом от претензий по ст. 169 в аналогичной тяжбе против компаний–владельцев акций "Русснефти". 30 июля налоговики заявили, что отказываются от исков о национализации акций и решили привлечь компании к налоговой ответственности. Суд уже прекратил дела по трем искам из семи.

В еще одном громком деле по ст. 169 – о взыскании с «Прайсвотерхаускуперс аудит» гонорара в 16,8 млн руб. за аудит ЮКОСа – ФАС МО признал, что компании было отказано в праве на судебную защиту. Дело отправлено на повторное рассмотрение в апелляционную инстанцию.

Прекращение дела "Русснефти" теперь позволит Федеральной антимонопольной службе рассмотреть ходатайство "Базэла" о покупке контрольного пакета "Русснефти". Дела же башкирского ТЭКа держатся в "подвешенном" состоянии потому, предполагает политолог Дмитрий Бадовский, что в Кремле пока не решено, кто вообще будет дальше управлять Башкирией.