Европейцев не смущают внештатники

70% европейских компаний практикует привлечение внештатного персонала для выполнения по меньшей мере одной функции. В России аутсорсинг распространен меньше, чем в Европе. Основная причина в том, что компании боятся потерять контроль над ситуацией, а также избегают доверять посторонним коммерческие тайны.
С.Николаев

70% европейских компаний практикует привлечение внештатного персонала для выполнения по меньшей мере одной функции, а 20% компаний – планируют увеличить число внештатных сотрудников в следующие два года, утверждает новое исследование "Эрнст энд Янг", в котором приняли участие более 600 руководителей компаний с оборотом не менее 100 млн евро из Франции, Великобритании, ФРГ, Италии, Испании и Бельгии.

"Внештатный персонал [в данном случае] – это сотрудники, которые числятся в другой компании, с которой они имеют трудовые договора, но работают в компании клиента, где выполняют определенные функции по заданию компании-клиента", – поясняет Сергей Пушкин, партнер компании "Эрнст энд Янг", руководитель отдела консультирования по вопросам бухгалтерского учета в СНГ.

Среди стран, в которых проводился обзор, наибольшее распространение привлечение внештатного персонала получило в Бельгии, где это практикует 81% компаний, а наименьшее – во Франции (63%). Вместе с тем, во Франции количество функций, для выполнения которых привлекаются внештатники, наиболее велико – их в среднем пять.

В Великобритании такой аутсорсинг практикуют 71% фирм, но в среднем на одну компанию внештатники привлекается для выполнения трех функций.

Основными причинами использования внештатников представители компаний назвали снижение затрат (49%), повышение качества за счет привлечения специалистов (33%), стратегическое совершенствование структуры организации (28%) и обеспечение большей гибкости бизнеса (25%).

Основные услуги, для выполнения которых привлекают внештатников в Европе, – это материально-техническое обеспечение (76%), логистика (73%), информационно-технологическое и телекоммуникационное обеспечение (68%).

По мнению Тьерри Мюлле, руководителя направления консультационных услуг в области аутсорсинга и партнера компании "Эрнст энд Янг" (Франция), в конечном счете, главной целью передачи функций является повышение конкурентоспособности всех звеньев бизнеса. Однако, при этом компаниям приходится считаться с определенными рисками – прежде всего с риском утраты контроля над рабочим процессом (17%) и с возможным снижением качества услуг (10%).

Причем, бельгийские и немецкие компании чаще других сталкивались с утратой контроля, ведущей к ухудшению понимания того, как обеспечивается рентабельность и управление бизнес-подразделением. А британские и испанские компании отметили, что важно еще найти подходящего партнера, соответствующего требованиям корпоративной культуры компании.

По мнению Сергея Пушкина, в России аутсорсинг распространен меньше, чем в Европе. И основная причина как раз в том, что компании боятся потерять контроль над ситуацией, а также избегают доверять посторонним коммерческие тайны. Некоторых руководителей останавливают и дополнительные расходы сил и средств на этапе перехода.

Развитию аутсорсинга в России препятствует отсутствие четких правовых основ, отмечает Екатерина Чнадель, руководитель проектной группы департамента трудового права Центра профессионального развития NS Consulting. Соответствующий закон еще только пишется, но на практике временный персонал российские компании все же давно используют, говорит она.