Минус шестой пункт

Россия полностью выполнила пункты "плана Медведева–Саркози" по урегулированию грузино-осетинского конфликта, заявил МИД РФ.
МИД РФ

Россия полностью выполнила пункты "плана Медведева–Саркози" по урегулированию грузино-осетинского конфликта, заявил МИД РФ.

Шесть принципов урегулирования конфликта в Грузии Россия и Франция согласовали 12 августа. Среди них – не использовать силу, окончательно прекратить все военные действия, обеспечить свободный доступ к гуманитарной помощи, вернуть вооруженные силы в места постоянной дислокации (для Грузии) и на линию, предшествующую началу боевых действий (для России). При этом до создания международных механизмов российские миротворческие силы получали право на принятие дополнительных мер безопасности, но одновременно, шестым пунктом, предусматривалось начало международного обсуждения вопросов будущего статуса Южной Осетии и Абхазии и путей обеспечения их безопасности.

"Российские войска отведены, в сопредельной с Южной Осетией зоне безопасности в соответствии с этим планом остается часть российских миротворцев", – подчеркивается в комментарии МИД в связи с заявлением «семерки» относительно признания независимости Южной Осетии и Абхазии (комментарий опубликован на сайте ведомства).

Но с этим согласны не все. Признав независимость двух кавказских республик, Россия нарушила шестой принцип – прервала дипломатический процесс, связанный с урегулированием будущего статуса территорий. Об этом, в частности, заявил постпред Великобритании на внеочередном заседании Совета безопасности ООН, созванном в четверг по инициативе Грузии.

Постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин возразил. Россия сохраняет приверженность принципам Медведева–Саркози, но будущий статус Абхазии и Южной Осетии отказалась обсуждать сама Грузия "под давлением Соединенных Штатов – это ни для кого не секрет", цитируют дипломата РИА «Новости».

На заседании Совбеза ООН в четверг Чуркин зачитал указы президента России о признании независимости Абхазии и Южной Осетии. Признавая независимость республик, Россия опиралась на положения Устава ООН и других международных документов, заявил он.

Шестой пункт плана «подвис» еще в момент его утверждения, напоминает заведующий отделом СНГ Российского института стратегических исследований Александр Скаков. В варианте, который Саркози согласовал с Медведевым, говорилось, что ЕС согласен на изменение статуса. После переговоров Саркози с Саакашвили пункт был изменен: речь в нем шла уже об обсуждении безопасности в Южной Осетии и Абхазиии.

Наши партнеры с самого начала не были ориентированы на обсуждение статуса республик. Поэтому «план Медведева–Саркози» действительно выполнен в той мере, в которой это вообще возможно. Теперь нужно думать о других реалиях, заключает эксперт, но пока не утихли волнения, новую площадку для переговоров найти будет трудно.