Российские банки в шаге от прошлого

Если в 1998 г. больной, образно говоря, не умирал благодаря системе жизнеобеспечения, то сейчас он поправился и уже ходит. Но нет гарантий, что на пути к дальнейшему выздоровлению он снова не упадет. Таков диагноз S&P российской банковской системе.
С.Николаев

Текущий мировой финансовый кризис банковская система страны встретила в лучшей форме, чем 10 лет назад. Но будущее ее небезоблачно, говорится в обзоре S&P, подготовленным аналитиком Екатериной Трофимовой.

Значительная часть роста бизнеса российских банков, напоминает Трофимова, финансируется за счет внешних займов ($170 млрд на начало года), что создает, помимо прочего, риск ликвидности и валютный риск. По ее мнению, банковская система России по-прежнему подвержена риску панических настроений и опасности массового изъятия клиентских средств.

Аналитики Standard & Poor’s считают, что спады ликвидности (хотя и преодолимые) будут продолжаться. Кредитные портфели еще сравнительно молоды, но по мере повышения срока их «выдержки», а также ухудшения кредитного климата будут нарастать и кредитные риски. Впрочем, они не будут угрожать рейтингам банков — по крайней мере в ближайшем будущем.

Развитие банковской системы по-прежнему зависит от решений конкретных лиц, политических веяний и противостояния различных интересов (все это зачастую отпугивает инвесторов), считают в S&P. И уровень страновых рисков банковской системы в России оценивают выше, чем на некоторых других сопоставимых рынках. Это объясняется слабостью правовой и надзорной систем, непрозрачностью структур собственности, а также высокой, хотя и постепенно снижающейся концентрацией кредитных портфелей, источников фондирования и доходов. Впрочем, заметна нацеленность политического руководства и регулирующих органов на обеспечение стабильности. Поэтому с августа Standard & Poor’s относит Россию к категории стран, «готовых оказать поддержку» (прежде страна считалась «необязательно готовой оказать поддержку»).

В ближайшей перспективе российские банки должны справиться с проблемой рефинансирования своих обязательств перед иностранными кредиторами, но трудные рыночные условия могут стать причиной замедления роста бизнеса и доходов, пишет Трофимова. Падение цен на сырье и нестабильность западного банковского сектора не позволят в ближайшие три-шесть месяцев говорить, что рынок в полной мере восстановился, отмечает президент ВТБ Андрей Костин. Однако ВТБ, хотя и корректирует планы, обещает не разочаровывать инвесторов. «Нам удастся выйти на показатели, которые аналитики ожидают <...> мы сосредоточились на сохранении качества кредитного портфеля и маржи, которая даже выросла в I квартале», - цитирует Косина Reuters.

Эффективность финансового рынка, достаточность ликвидности, процентная ставка и валютный риск Трофимова называет наиболее уязвимым местом российских банков в ближайшие месяцы. И ждет сокращения количества банков, так как регулирующие органы будут проводить соответствующую «чистку».