Россия вошла в тройку лидеров по борьбе с мошенничеством

63% российских фирм нанимают персонал для предотвращения внутрикорпоративного обмана. Это не означает, что отечественные предприниматели страдают от мошенников чаще, чем их коллеги из развитых европейских стран. Любовь к службам безопасности, возможно, просто традиция, берущая начало в 1990-х.

63% российских фирм нанимают специально обученный персонал для предотвращения внутрикорпоративного обмана.

Менее половины (45%) фирм, управляемых собственниками, предпринимают меры для выявления и пресечения мошенничества внутри компании и нанимают персонал для обеспечения безопасности внутри компании. Таковы данные, полученные в ходе международного исследования бизнеса, проведенного Grant Thornton International среди 7800 компаний в 34 странах мира.

Больше всего компаний, сообщивших о наличии в штате соответствующих специалистов, работает в регионе Североамериканской зоны свободной торговли (NAFTA – Канада, США, Мексика) – 58%. Наименьший процент компаний, нанимающих специалистов по борьбе с мошенничеством, в Восточной Азии – 26%. Если говорить о показателях по странам, то на первых местах оказались Филиппины (72%) и Мексика (71%).

Россия среди борцов с мошенничеством заняла третье место (63%). Наибольшее количество фирм, утвердительно ответивших на вопрос о наличии специального персонала для предотвращения мошенничества – в Перми (74%), Самаре и Екатеринбурге (по 68%). В Нижнем Новгороде этот показатель составил 60%. Меньше всего фирм, предпринимающих меры против мошенников, оказалось в Москве и Санкт-Петербурге – по 56% в каждом городе.

Столь высокие показатели вовсе не означают, что отечественные предприниматели страдают от мошенников чаще, чем, к примеру, их коллеги из развитых европейских стран. «Любовь к службам безопасности – это традиция, берущая начало в 1990-х, когда половина российского бизнеса была криминальная, а вторая половина защищалась от тех, кто был криминален, – уверен директор департамента корпоративных финансов Грант Торнтон Иван Сапронов. – У российских предпринимателей вообще большая любовь к службам безопасности и личной охране. Не думаю, что это связано с какой-то повышенной опасностью, и уж тем более с опасностью большей по масштабу, чем в развитых западных странах».

Тем не менее, бороться с мошенниками приходится все чаще. Как показывают данные исследования, более 12% компаний в мире за последний год увеличили количество мер против сотрудников, которые незаконно завладевают активами и ресурсами компании, или превышают служебные полномочия. Самый большой прирост – в странах NAFTA (16%), самый незначительный – в Дании, Вьетнаме и Сингапуре (по 3% для каждой из стран).

В России за последний год компании увеличили общий объем мер против внутрикорпоративного мошенничества на 12%. Всего лишь 4% опрошенных сообщили о сокращении соответствующих мер. Остальные респонденты в России сообщили, что объем предпринимаемых мер остался неизменным.

«Мошенничество ежегодно приносит многомиллиардные убытки бизнесу по всему миру, – говорит международный лидер направления услуг в области аудита Grant Thornton International Кен Шарп. – Для компаний, управляемых собственниками, жизненно необходимо предпринимать меры для защиты своего бизнеса от мошенников. Вне зависимости от того, находится соответствующий специалист по безопасности в штате или вне штата, важно чтобы потенциальные мошенники были пойманы на ранних стадиях неправомерных действий. В то время как мировая экономика ослабевает, а люди боятся остаться без работы, растет соблазн обмануть компанию. Предпринимателям стоит быть крайне бдительными в эти нелегкие времена для того, чтобы обезопасить свой бизнес».