Обойдемся без ОПЕК

Россия собирается более активно влиять на формирование нефтяных цен, заявил министр энергетики Сергей Шматко. Шматко сказал, что ему нравится идея резервирования месторождений: они полностью готовятся для запуска, но работать начинают, когда нужно повлиять на цену нефти.
В.Баранов

Россия собирается более активно влиять на формирование нефтяных цен, заявил министр энергетики Сергей Шматко, находясь на выездном региональном совещании правительства в Петропаловске-Камчатском. "Мы занимаем такое значительное место в мировом нефтяном сообществе, что должен появиться наш российский фактор, может быть, даже не один", - объяснил министр (цитата по "Прайм-Тасс"). "У нас совершенно четкое убеждение в том, что с учетом тех "американских горок", которые испытывала цена на нефть в последнее время, нам, большой и уважаемой нефтяной державе, надо сформулировать свое отношение к этому", - уточнил Шматко. Он сказал, что Минэнерго готовит соответствующие предложения, которые собирается огласить на следующей сессии ОПЕК. Шматко подчеркнул, что "это будут не совместные действия с ОПЕК".

"Возможности по влиянию цен на нефть у России очень ограниченны, хотя мы и являемся лидерами по производству и продаже нефти", - говорит Валерий Нестеров из "Тройки-Диалог". Из-за холодного климата в России невозможно закрывать кран на нефтяной трубе, когда правительству этого захочется. Это могут делать только теплые страны, например Саудовская Аравия.

Шматко сказал, что ему нравится идея резервирования месторождений: они полностью готовятся для запуска, но работать начинают, когда нужно повлиять на цену нефти. Нефтяные заповедники резервируются для стратегических резервов в США, говорит Нестеров. Их опыт может быть применим в России, например в Восточной Сибири, считает он. Но чтобы эту идею реализовать, надо отрегулировать законодательство. Например, решить, какая компания будет иметь право стать первооткрывателем.

Чиновник в аппарате правительства считает инициативу Шматко здравой. Если бы можно было уровень цен на нефть держать в разумных пределах для российского бюджета - долларов 90, например, то было бы отлично, сказал он. Правда, он сомневается, что такого рода предложения удастся реализовать быстро – на это может потребоваться несколько лет.