Чистая прибыль "Аэрофлота" сократилась вдвое

Негативное влияние на финансовые показатели оказал топливный кризис. Однако несмотря на ухудшение финансового положения "Аэрофлот" не отказывается от ранее заявленных планов. Компания, в том числе, не будет корректировать программу обновления флота.
М.Стулов

Чистая прибыль по МСФО крупнейшего российского авиаперевозчика – "Аэрофлота" за первое полугодие 2008 г. составила $72,2 млн, говорится в отчете компании. Это на 55,2% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Операционная прибыль снизилась на 46,7% до $136,8 млн, EBITDA – на 34% до $216 млн. Таким образом, при выручке $2,14 млрд рентабельность авиакомпании по чистой прибыли составила всего 3,3%, рентабельность по EBITDA – 10%. При этом пассажиропоток за шесть месяцев 2008 г. вырос на 20%, до 5,4 млн человек.

Тяжелые времена переживают все перевозчики. Один из членов развалившегося из-за неплатежей альянса "Эйрюнион" – авиакомпания "Красэйр" получила в первом полугодии чистый убыток 231,6 млн руб. (по РСБУ). Другие авиакомпании пока настроены оптимистично: представитель "Трансаэро" (не публикует отчетность по МСФО) Сергей Быхал говорит, что по итогам первого полугодия авиакомпания ждет прибыли. У "Сибири" отчетность по МСФО пока не готова, говорит представитель авиакомпании Ирина Колесникова. Гендиректор "Ютэйр" Андрей Мартиросов говорит, что из-за роста цен на керосин прогноз чистой прибыли на 2008 г. придется корректировать. Если бы "Аэрофлот" не был получателем "пролетных" платежей от иностранных авиакомпаний, то чистой прибыли он бы вообще не получил, считает аналитик "Ингосстрах-инвестиции" Евгений Шаго. По итогам 2007 г. это более $300 млн, говорит он. В интервью "Ведомостям" Валерий Окулов признал, что компания получает транссибирское роялти, отметив, что его сумма "$300 млн ближе к истине". Но часть средств "Аэрофлот" направляет на нужды Росавиации и Росаэронавигации, заявил тогда Окулов.

Негативное влияние на финансовые показатели оказал топливный кризис, пояснил заместитель гендиректора авиакомпании Михаил Полубояринов: в статье операционных расходов топливная составляющая равна 36,5% (траты на авиа–ГСМ по сравнению с шестью месяцами 2007 г. выросли на $284,7 млн, т.е. на 63,8%). Что касается прогнозов по итогам 2008 г., то, по словам Полубояринов, чистая прибыль может составить $85 млн (по итогам 2007 г. была $313,4 млн).

Рынок негативно воспринял отчетность "Аэрофлота". На 14.30 МСК, котировки акций перевозчика на ММВБ упали на 2,3%, капитализация составила 68,9 млрд руб.

Однако несмотря на ухудшение финансового положения "Аэрофлот" не отказывается от ранее заявленных планов. Компания не будет корректировать программу обновления флота, заявил Полубояринов. Перевозчик ждет все заказанные самолеты Airbus и Boeing. По его словам, возможно, некоторые суда будут получены раньше, чем планировалось – из-за отказов иностранных компаний от новой авиатехники. Полубояринов уточнил, что речь, прежде всего, идет о лайнерах, которые "Аэрофлот" собирается использовать на условиях операционного лизинга, т.е. компании не потребуется аккумулировать большую сумму средств. Не отказывается "Аэрофлот" и от 30 самолетов Sukhoi Superjet 100. Первые суда должны прийти в конце 2009 г., отметил заместитель гендиректора "Аэрофлота" Станислав Будаев. Изначально их эксплуатация планировалась с ноября нынешнего года.

Полубояринов подтвердил интерес "Аэрофлота" и к чешской авиакомпании Czech Airlines. В ноябре может быть объявлен тендер на приватизацию госпакета (56,92% акций) чешского перевозчика. "Аэрофлот" намерен принять в нем участие вместе с партнером, отметил Полубояринов. В качестве претендентов рассматриваются инвесторы непосредственно из Чехии, международные инвестиционные группы, а также – европейский индустриальный игрок. По предварительным оценкам Czech Airlines стоит около 200 млн евро, точная цена станет известна за месяц до конкурса, говорит Полубояринов. Он утверждает, что многие международные банки готовы прокредитовать эту сделку. При этом Полубояринов признает, что кредиты дорожают. Если раньше можно было занять под LIBOR +1-1,1,5%, то сейчас – под LIBOR +2%.

Сегодня краткосрочный кредитный портфель "Аэрофлота" составляет около $84 млн, до конца года он может быть снижен до $53 млн, а к лету следующего года его планируется закрыть, отмечает Полубояринов.