Президент Медведев опубликовал выступление о кризисе

Он выложил в своем блоге видеозапись о последствиях глобального кризиса для России. Президент говорит, что от кризиса Россия должна получить максимальную выгоду.
Д.Гришкин

Как говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова, если кризис остается в контролируемой плоскости (а у России пока хорошие макроэкономические показатели), то пострадают компании, которые вели рискованную финансовую политику, а более консервативные выиграют. Пока кризис в России представляется кризисом отдельных сектров и отдельных компаний, считает Орлова: в нашей стране роль банковского сектора не была столь большой, и банки не успели выйти на высокий уровень задолженности.

Дмитрий Медведев выложил в своем блоге (http://kremlin.ru/sdocs/vappears.shtml) видеозапись о глобальном финансовом кризисе и его последствиях для России. Он говорит, что от кризиса Россия должна получить максимальную выгоду.

Медведев считает, что если бы кризис случился 5-7 лет назад, он меньше затронул бы Россию. Сейчас другое дело, "мы страна с открытой экономикой".

Президент объясняет, что в мире происходит "резкое снижение доступности кредитов", которое "ведет к падению спроса", из-за чего " сжимаются сами рынки сбыта, сокращается использование производственных мощностей и идут увольнения работников".

"Россия в этот тяжелый круговорот ещё не попала", продолжает президент – и сообщает, что руководство России приняло ряд мер, "которые должны восстановить в ближайшем будущем доверие в финансовом секторе и нормальный процесс кредитования".

"Приняты решения, направленные на устойчивое функционирование розничной торговли, сельского хозяйства, строительства и машиностроения, оборонно-промышленного комплекса, на поддержку малого предпринимательства, – перечисляет президент. – Из-за падения глобального спроса и невозможности привлечения кредитов в прежнем объеме именно эти сферы требуют нашей первоочередной поддержки".

Медведев успокаивает: у России "есть возможность избежать валютного, банковского или долгового кризиса, пройти через сегодняшние трудности" – благодаря резервам, специально созданным для таких сложных периодов. Более того, президент видит в кризисе возможности для развития.

Это, например, формирование конкурентоспособных компаний, в том числе за счёт консолидации активов в различных секторах экономики, включая банковский сектор, розничную торговлю и строительство – президент обещает "предоставить дополнительное финансирование на эти цели".

Медведев верит, что компании будут снижать издержки производства, и тогда энергоэффективность и производительность труда могут подняться до уровня, который позволит конкурировать с наиболее успешными зарубежными компаниями". Государство не останется в стороне, обещает президент: "поддержит и создание эффективных рабочих мест, и налоговое стимулирование инноваций, и переподготовку кадров.

Медведеву видится и еще один плюс кризиса: можно использовать ситуацию для модернизации и перехода на цифровые технологии в образовании и здравоохранении, судебной реформе и техническом регулировании.

Наконец, президент уверен, что Россия должна "активно участвовать в разработке новых правил игры в мировой экономике – для получения максимальных выгод для себя и для продвижения новой идеологии, обеспечивающей демократичность и устойчивость глобальной финансовой архитектуры". Это значит, что "должно быть больше финансовых центров, больше резервных валют, больше механизмов коллективного принятия решений". Медведев пообещал, что на встрече лидеров ведущих стран 15 ноября в Вашингтоне Россия будет активно продвигать свои идеи.

Главный экономист по России и странам СНГ Merrill Lynch Юлия Цепляева знает, что кризис способствует очищению от слабых и больных, и оставлет только сильных и здоровых. Но, продолжает она, сильными и здоровыми будут признаны не самые конкурентноспособные компании, а социально-значимые или близкие к государству. Цепляева положительно оценивает успокаивающее заявление президента, "в котором есть доля правды".