Зачем президенту шесть лет

На сайте Кремля появились пояснения к поправкам в Конституцию, увеличивающим сроки полномочий президента и парламента. Шесть лет позволят президенту и сформулировать программу действий, и выполнить ее; это поможет "поступательному развития страны", а также обеспечит "преемственность государственной политики".
Д.Гришкин

Вчера Дмитрий Медведев внес в Госдуму пакет законов о поправках в Конституцию, увеличивающих сроки полномочий президента до шести лет и парламента до пяти. На сайте Кремля вместе с законопроектами появились и пояснительные записки.

Выступая с этими инициативами в Послании к Федеральному собранию, Медведев не стал детально объяснять, для чего потребовалось в полтора раза удлинять полномочия главы государства и откуда появилась цифра "шесть". Он лишь заметил, что теперь "реализуются планы долгосрочного развития, а по сути, решаются задачи перехода к экономике нового типа, предстоит заниматься сразу множеством труднейших вопросов". А именно – противодействовать кризису, модернизировать армию и управлять "гигантской и сложнейшей по своему национально-культурному составу" страной, одновременно "укреплять демократические институты" и поддерживать стабильность.

В пояснительных записках дается иная трактовка этому начинанию. О кризисе и модернизации армии ничего не сказано, зато называется несколько других причин. Шесть лет позволят президенту и сформулировать программу действий, и выполнить ее: "не только определить направления дальнейшего развития страны и начать осуществление намеченных целей, но и во многом реализовать задуманное в течение одного срока полномочий".

По мнению авторов реформы, "тем самым повышается ответственность главы государства и парламента перед гражданами и обществом в целом за результаты своей деятельности".

Кроме того, это поможет "поступательному развития страны", а также обеспечит "преемственность государственной политики". Достичь этих целей, объясняется в документе, при нынешней системе сложно, поскольку каждые четыре года "возможна практически полная сменяемость государственной власти на федеральном уровне": полномочия слагают и депутаты, и правительство, и президент.

Политолог Ольга Крыштановская считает аргументы не совсем убедительными: успеть все в одном сроке невозможно, даже если он будет 20-летним. Увеличение ответственности президента со сроком никак не связано. Чем реже выборы, тем больше стабильность, это правда, но почему тогда шесть лет, а не сразу десять?

Интерес власти абсолютно понятен: для нее любые выборы, даже декоративные – зона риска и колоссальный стресс. Естественная потребность власти – быть безграничной и вечной. А вот интерес населения не очевиден, хотя значительная его часть наверняка примет эти аргументы и приветствует триумфальное возвращение в Кремль Владимира Путина, констатирует эксперт.

Госдума собирается рассмотреть инициативы в ускоренном порядке. Сегодня рано утром комитет по конституционному законодательству и госстроительству их уже рассмотрел и предложил принять в пятницу сразу в трех чтениях. Председатель комитета Владимир Плигин сказал журналистам, что необходимо провести юридико-техническую правку документов, но это возможно сделать до пятницы. Затем законопроекты должны одобрить не менее трех четвертей членов Совета Федерации и не менее двух третей региональных парламентов.

Ускоренный темп реформы уже вызвал подозрения у думской оппозиции. Член регламентного комитета Госдумы коммунист Валерий Рашкин предположил, что это подготовка к досрочным выборам президентским и парламентским: "Во время кризиса необходимо людей чем-то отвлекать от их проблем".