Правительственный час в Государственной думе

Стенограмма выступления заместителя председателя правительства министра финансов Алексея Кудрина.
Д.Гришкин

Уважаемый председатель! Уважаемые депутаты! Сегодня мы рассматриваем очень серьезный вопрос: о результатах управления средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации, повышении эффективности управления средствами Резервного фонда и национального благосостояния, размещении золотовалютных резервов.

И я бы дополнил то, что сейчас только что сказал Сергей Михайлович Игнатьев. Достигнутые показатели объема золотовалютных резервов, которые Россия скопила за последние годы, и понимая, и оценивая опыт дефолта и опыт девальвации 1998 года, позволяют говорить о том, что сегодня накоплена прочная основа для стабильности макроэкономики, стабильности курса национальной валюты.

Это главная конституционная обязанность, которая прописана в Конституции., Центрального банка. Считаю, что за последние годы Центральный банк успешно обеспечивал надежность и не только надежность, но и переход к конвертируемости российского рубля, основой, базой для которого являются золотовалютные резервы Российской Федерации. При этом даже в последний месяц мы можем наблюдать, как ведет себя российская валюта в отношении других мировых валют, и что происходит в других странах.

За последний месяц девальвировали свои валюты примерно тридцать стран. Такие страны, как Индия, Бразилия, Венгрия, ряд стран Центральной и Восточной Европы, не буду все их перечислять, девальвировали больше, чем на 10 процентов свои валюты в связи с тем, что у них не было достаточных золотовалютных резервов.

Российская Федерация обеспечивает стабильность своей валюты, соответственно, конечно, и учитывая фундаментальный показатель нашей экономики – всегда должна происходить коррекция с учетом среднесрочных и долгосрочных тенденций в области платежного баланса нашей страны, торгового баланса нашей страны. Для нашей страны это еще и цена на нефть, это еще притоки и оттоки капитала. Но шоковые изменения, одномоментные изменения у нас могут быть преодолены, и это обеспечивается соответствующими ресурсами.

Я хотел бы дополнить то, что говорил Сергей Михайлович, в части размещения средств Стабилизационного фонда и Фонда резервного, и Фонда национального благосостояния, раз у нас эта тема стоит в нашем основном вопросе.

Стабилизационный фонд Российской Федерации стал действовать с 2004 года. И за это время он накапливался с целью предотвратить инфляцию на внутреннем рынке и чрезмерное укрепление национальной валюты. У нас была и инфляция, и укрепление, хотя по укреплению мы вышли на первое место в мире, по укреплению своей национальной валюты. Это определенный момент нестабильности <...> к укреплению более позитивно относятся, чем к ослаблению, в это же время, например, доллар в США существенно ослаблялся, а Россия, кроме того, еще свою национальную валюту укрепляла и в отношении доллара, и в отношении евро.

Тем не менее чрезмерное укрепление нашей национальной валюты было связано с использованием нефтегазовых доходов в российской экономике. Как работает этот механизм? Если страна получает чрезмерный существенные объем валюты, то очевидно происходит изменение соотношения между рублем и валютой, как правило, это валюта стран, с которыми мы торгуем, в основном расчеты, большая часть расчетов идет в долларах, меньше в евро, хотя вот основной наш торговый партнер, конечно, Европа.

Происходит соответствующее укрепление. Чтобы предотвратить вот это дополнительное, избыточное укрепление, вот это хоть и может быть позитивное, когда валюта растет, но очень быстрое укрепление национальной валюты, часть этих доходов в валюте, которые получает страна, нужно аккумулировать, не выносить на рынок, чтобы не допускать еще более серьезного укрепления национальной валюты.

Во-вторых, та часть валюты, которая поступает на рынок, она тем не менее еще и в рубли конвертируется. Что бы вот это количество конвертируемых рублей, равняющееся поступившему объему валюты от цен на нефть, не было чрезмерным и не вызывало инфляцию, и это является причиной сохранения сбережений.

Те страны, которые, как известно, не сохраняли, не сберегали часть вот этих быстро растущих валютных доходов, получали чрезмерное укрепление [валюты], и тогда сравнительная эффективность или сравнительные затраты на производство одной и той же продукции внутри страны и вне страны оказывались не в пользу отечественных производителей. То есть имеется в виду, что когда укрепляется национальная валюта, то в долларах издержки российских предприятий растут, и получается, что один и тот же товар, производимый в России и за рубежом, в России производится дороже, когда укрепляется валюта. И тогда в страну начинает поступать импорт. Он как раз и рос у нас в связи с укреплением валюты по 30-40 процентов в год. И соответственно он усиливает конкуренцию с нашими отечественными товаропроизводителями. Укрепление валюты ухудшает позиции российской промышленности.

Когда российская валюта или любая национальная валюта укрепляется очень быстро, это приводит к так называемой голландской болезни, когда отечественная промышленность вынуждена остановиться по сути перед напором импортных товаров, которые становятся дешевле в результате укрепления национальной валюты. Вот чтобы этого не допустить, мы должны были накапливать золотовалютные резервы и накапливать Стабилизационный фонд, во-вторых, не давая развернуться инфляции.

Если бы мы этого не делали, то у нас рубль был бы не 24 за доллар, он был бы и 20, и 15. А как только цена на нефть пошла в обратную, он обратно бы вернулся к 30. Вот этих скачков, вот этих качаний мы не должны допускать, и золотовалютные резервы, накапливаемые, и являются этой базой сохранения стабильности национальной валюты.

Поэтому Стабилизационный фонд, который мы накапливали, соответственно на 1 января 2004 года составлял всего 106 миллиардов рублей, на 1 января 2008 года составил 3 триллиона 849 миллиардов рублей. При этом за один только год, за 2007-й, Стабилизационный фонд прирос на триллион 503 миллиарда рублей.

Вот что такое прирост на триллион 503 миллиарда рублей? Я слышал от некоторых депутатов, присутствуюпщх даже в зале, постоянно повторяемую мысль, что эти деньги были изъяты из экономики. Значит, эти деньги никогда не попадали в экономику. Больше того, от тех цен на нефть, которые приходили в Россию, мы часть направляли, конечно, нефтяники получают как выручку, направляют на расходы, свои расходы.

Так вот, в связи с высокой ценой на нефть количество денег в российской экономике за 2007 г. возросло на 50 процентов – рекорд по всему миру. Россия дала рекорд по приросту денег внутри своей экономики в рублях, в национальной валюте.

Китай, который имеет экономический рост под 10 процентов, допускает увеличение количества денег в экономике за один год до 20 процентов. Развитые страны до 10-15 процентов прирост денег в экономике. Россия приросла на 50 процентов.

Так вот, часть средств, которые мы собрали с нефтяников в виде налогов и отложили в Стабилизационный фонд в размере полтора триллиона рублей, они не попали в нашу экономику, они и не изымались из этой экономики. Если бы они попали, то количество денег в нашей экономике возросло бы не на 50 процентов, а на 80 или на 100 процентов.

Что возникает, когда количество денег возрастает на такую сумму, когда все, кто имеет эту валюту, приходят на рынок и покупают товары, строят промышленные объекты, строят социальные объекты? Что получается? Мы видели, даже с учетом того, что мы сберегали часть средств, мы видели, что конкуренция за килограмм или за тонну цемента была такая, что в течение двух лет цена на цемент возросла в несколько раз. Она стала втридорога.

Наше жилье, которое мы стали строить, стало.недоступным, потому что количество денег, поступивших в экономику и пришедших, в виде спроса аа строительство, на потребление, у нас объем потребления всего: автомобилей, стиральных машин, телевизоров, строительство жилья, возрос, но соответственно за счет чего возрос? Не российская экономика только погашала этот спрос, на 30-40 процентов прирастал импорт.

Я возвращаюсь к той позиции, когда мы допускаем чрезмерное увеличение притока долларов или рублей на российский рынок, мы увеличиваем спрос и, по сути, он возвращается в увеличение импорта. То есть мы начинаем кормить не свою экономику, не своих производителей. У нас начинают завозить, мы завозим цемент из Дубай, из Китая, из Юго-Восточной Азии, при том, что он все равно остается втридорога на российском рынке, потому что все время дефицит.

Возвращаясь к размещению Стабилизационного фонда, хочу сказать, что за период его размещения Стабилизационный фонд с 2004 по 2007 год заработал 203 миллиарда рублей от размещения Стабилизационного фонда. При этом мы должны учитывать, что курсовая разница, которая была связана с укреплением рубля к доллару, вычла из этой суммы 51 миллиард рублей, поэтому чистый доход в рублях Стабилизационного фонда на счетах Центрального банка, где мы его хранили, 152 миллиарда рублей. Стабилизационный фонд за период его размещения не уменьшился, не изменился в сторону уменьшения, а только увеличивался!

При этом средняя совокупная доходность размещения Стабшшзационного фонда с 2004 по 2008 год... Я, конечно, беру тот момент, когда Стабилизационный фонд стал размещаться на счетах Центрального банка. Мы с 2004 года по 2006 год его просто держали на счетах без доходов, без процентов, а с 2006 года стали размещать и в процентах.

С 2006 по 2008 год средняя доходность размещения Стабилизационного фонда на счетах в Центральном банке составило 10,7 процента. Поэтому он и размещался... Прошу прощения, не в рублях, я сказал, процентную ставку, а в долларах. 10,7 процентов в долларах. Это означает - один из самый эффективных периодов управления средствами суверенных фондов, которые зафиксированы в странах за этот период. То есть наш Стабилизационный фонд размещался очень эффективно.

Вопрос: где он размещался (Стабилизационный фонд) до начала 2008 года? Он размещался на счетах Центрального банка. И соответственно, валютная структура его размещения составляла 45 процентов в долларов, 45 процентов в евро и 10 процентов в фунтах стерлингов.

Вот это валютная структура размещения Стабилизационного фонда.

При этом процент, который платил Центральный банк, определен был профессионалами, специалистами, как некий индекс, если бы эти деньги были размещены на мировых рьшках в самых консервативных ценных бумагах. И вот в зависимости оттого, какая доходность по этим ценным бумагам в этот момент была, Центральный банк и. платил нам эту ставку.

Таким образом, средства этих фондов были в самом надежном варианте размещения, на счетах Центрального банка доходность 10,7, заработали., соответственно, 151 миллиард рублей в рублевом выражении. Считаю, что мы выполнили задачу размещения средств Стабилизационного фонда.

С 2008 года законом соответствующим "О бюджете", "О Бюджетном кодексе" Стабилизационный фонд был разделен на два фонда: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Соответственно, Резервный фонд должен достичь величины 10 процентов ВВП. И в настоящий момент на 17 ноября 2008 года величина Резервного фонда составляет 3 триллиона 588 миллиардов рублей. При этом в долларах это составляет 131,26 миллиарда долларов.

Фонд национального благосостояния формируется по остаточному принципу. Он формируется после того, как сформирован нефтегазовый трансферт бюджета, который, соответственно, Бюджетным кодексом определен, как направляемый на расходы бюджета. Пополнение Резервного фонда до 10 процентов к ВВП, соответствующая сумма в каждом законе "О бюджете" формируется в номинальном выражении, и остатки направляются в Фонд национального благосостояния.

В настоящий момент на 17 ноября объем Фонда национального благосостояния составляет триллион 672 миллиарда, в долларах - 61,16 миллиарда долларов.

При этом с начала года, с момента создания нашего фонда эти фонды размещались в Центральном банке по такой же консервативной структуре: 45 – в евро, 45 – в долларах, 10 процентов – в фунтах стерлингах.

Соответственно, процентная ставка, которую платил Центральный банк, также определялась как индекс, который был согласован Центральным банком, соответствующий наиболее консервативному варианту размещения этих средств на мировом рынке, как если бы мы размещали на этом рынке и получали соответствующую процентную ставку.

Соответственно, сколько мы заработали за это время по размещению с начала этого года? Размещая общую сумму средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния суммарно, эта сумма составляет 190,42 миллиардов долларов. Повторяю, 192 миллиарда долларов, по сути. Заработали с начала года в связи с размещением, в долларах если выражать, 6 миллиардов долларов. То есть этот фонд не стоял, он работал на Россию и приносил валютные доходы. В то время как цена на нефть теперь у нас стала падать, он и будет приносить и впредь соответствующие доходы.

При этом если говорить о... Я сказал, у нас положительный доход - 6 миллиардов долларов. Но за это время, если бы мы выразили в процентах, сколько заработал этот фонд в процентах, то должен сказать, что поскольку он в нескольких валютах, то этот суммарный результат, который я называю в долларах - б миллиардов долларов, нужно смотреть, он разный в долларах или в евро, смотря к какой валюте мы приведем. Так вот, суммарно в долларах доходность с начала года составила отрицательную – 6,2, в долларах отрицательная доходность, а в евро, если пересчитать все валюты, 12,46 – положительная. А если взять суммарно, то это принесло нам 6 миллиардов долларов чистого дохода на счета Российской Федерации. Если смотреть в рублях, мы учет ведем в рублях, то с начала года мы заработали 232 миллиарда рублей.

То есть, вообще, наш Стабилизационный фонд работает как одно из крупнейших предприятий России, которое приносит валютную выручку, как бы предприятие экспортного направления приносит валютную выручку нашей стране.

Цена на нефть упадет, спрос на металлы упадет, еще что-то упадет, а Стабилизационный фонд будет работать, как надежный экспортный вариант предприятия. И, конечно, эта валюта пойдет на защиту нашей национальной валюты, на возможность нашей страны закупать импортную технику и технологию, то есть, обеспечивает конвертируемость нашей валюты и обеспечивает стабильность нашей валюты.

С учетом того, что в настоящий момент у нас другая ситуация по сравнению даже с тем, что было в прошлом году по приросту денег в нашей экономике. А я всегда, и в начале моего доклада сказал, что часть средств мы должны сберегать в связи с тем, что у нас избыточный прирост валюты в стране, избыточный прирост денег в экономике. В этом году, когда у нас цена на нефть падает, отток капитала произошел, у нас обратная ситуация. Поэтому мы не должны догматически смотреть и всегда только накапливать. Мы должны теперь, если мы видим, что ликвидность в экономике снизилась, что нужно пополнять ликвидность, размещение средств этого фонда на внутреннем рынке возможно. То есть, это, по сути, и увеличение денег в экономике. Во-вторых, мы должны смотреть опять же на надежность и на доходность этих размещений.

В этой связи, Правительство Российской Федерации в рамках полномочий, предоставленных Государственной Думой в соответствии с Бюджетным кодексом, часть средств Фонда национального благосостояния направило на внутренний рынок, причем, в надежные и высоколиквидные бумаги. О каких бумагах идет речь? Это акции и облигации российских самых надежных ведущих эмитентов. Список мы не открываем, список будем открывать в отчете, который мы представим по итогам года. Всегда список будем открывать по итогам года в отчете, потому что иначе это была бы инсайдерская информация, которая реагирует на ситуацию на рынке.

Поэтому все фонды, кто такие средства размещает... Вообще-то, не все открывают, вообще, ее. Но наиболее открытые фонды, такой как Норвежский фонд, публикует эту информацию по факту в итоге года в отчете, соответствующем, как мы и будем, соответственно делать. Соответственно сегодня правительство определило объем таких средств, которые будут направлены через ВЭБ на внутренний рынок, в размере 175 миллиардов рублей, из них 90 миллиардов ВЭБу направлены и ВЭБ их размещает на рынке. В ближайшие месяцы это будет вся сумма 175 миллиардов рублей. Кроме того, с учетом необходимости пополнения ликвидности на рынке и в надежные доходные вложения, мы направили еще 400... открыли лимит ВЭБу на еще 450 миллиардов рублей. 450 миллиардов рублей размещаются в настоящее в ВЭБе, из них уже перечислено 200 миллиардов Внешэкрномбанку и 25 миллиардов Россельхозбанку через ВЭБ. Это тоже вложения на внутреннем рынке. Доходность по этому вложению в настоящей момент в валюте – 7 процентов. Но мы в ближайшее время изменим, соответствующий принцип назначения этого процента, он будет плавающим, зависящим от рынка. В настоящий момент мы его таким образом определили.

Таким образом, от Фонда национального благосостояния 18 процентов в настоящее время уже по факту, те, что перечислены в ВЭБ – 18 процентов размещено от суммы Фонда национального благосостояния на внутреннем рынке.