Аэропорты готовятся к спаду

"Домодедово" и "Шереметьево" прогнозируют, что обслужат в 2009 году на 10% пассажиров меньше. Рекордным и по темпам роста, и по числу обслуженных пассажиров был 2007 г.
М.Стулов

В 2009 г. пассажиропоток "Домодедово" сократится на 10%, сообщил "Интерфакс" со ссылкой на гендиректор аэропорта Сергея Рудакова. Примерно такие же расчеты и у "Шереметьево". Это пессимистический сценарий, уточняет финансовый директор "Шереметьево" Дмитрий Калинин. При базовом – спада не будет. Напротив, возможен рост в несколько процентов, но точно до 10%, добавляет он.

Рекордным и по темпам роста, и по числу обслуженных пассажиров был 2007 г. Тогда пассажиропоток "Домодедово" увеличился на 22% до 18,7 млн человек, "Шереметьево" – на 10% до 13,9 млн. По итогам года "Домодедово" рассчитывает превысить планку в 20 млн пассажиров. Темпы роста составят 10%, отмечает Рудаков. Калинин итоги 2008 г. не прогнозирует. Спад темпов роста пассажиропотока в российских аэропортах наблюдается с июля. И это несмотря на сезон отпусков.

Еще весной председатель совета директоров группы "Ист лайн" (управляет "Домодедово") Дмитрий Каменщик рассказывал о новых проектах на ближайшие три года в связи с бурным ростом авиарынка. "Ист лайн" собирался завершить работы по расширению существующего аэровокзального комплекса с нынешних 115 000 кв. м до 250 000 кв. м. Будущим летом планировал начать строительство первой очереди второго пассажирского терминала площадью 66 000 кв. м и стоимостью $80-90 млн., а также – многоярусного паркинга на 5000 мест, комплекса для деловой авиации (рулежные дорожки, зал ожидания, стоянка для самолетов) и так называемой грузовой деревни (терминал для грузоперевозок площадью до 7000 кв. м.).

По словам Рудакова, с инвестпрограммой на будущий год компания рассчитывает определиться не раньше марта-апреля. "Планы мы свои не меняем, но смотрим на них осторожно", – отметил он. А "Шереметьево" не отказывается от планов начать строить третью взлетно-посадочную полосу, говорит Калинин. Сейчас благоприятные условия, так как в связи с финансовым кризисом, работы и материалы становятся дешевле, добавляет он.

Однако эксперты уверены, что аэропорты чересчур оптимистичны. Пассажиропоток в 2009 г. снизится на 20%, считает гендиректор Infomost Борис Рыбак. C ним согласен и аналитик "Авиапорта" Олег Пантелеев. Пропорционально сократятся и доходы аэропортов, многие проекты аэропорты будут вынуждены заморозить, говорит Рыбак.