"Камаз" по цене GM

Daimler Trucks и "Тройка диалог" покупают 10% "Камаза", сумма сделки – $250 млн. К 2012 году она может вырасти на $50 млн.
С.Портер

Daimler Trucks и "Тройка диалог" подписали сегодня соглашение о продаже 10% акций "Камаза", а сам автозавод – соглашение о стратегическом сотрудничестве со своим новым акционером.

Сумма сделки – $250 млн, заявил председатель наблюдательного совета и основной владелец "Тройки Диалог" Рубен Варданян. Деньги должны быть перечислены сегодня, уточнил "Ведомостям" источник в "Тройке".

Возможен и еще один платеж – на $50 млн в 2012 г., если 2011 г. "Камаз" закончит с определенной выручкой, EBITDA и чистой прибылью, сказал Варданян, но целевые показатели не уточнил.

Вчера "Камаз" стоил в РТС $707,2 млн, т.е. его 10%-ный пакет "Тройка" продает как минимум в 3,6 раза дороже рынка. И при такой сумме сделки ($2,5–3 млрд за 100% "Камаза") российский автоконцерн, получается, оценили как крупнейшего в мире автопроизводителя – американскую General Motors. Его капитализация – $2,515 млрд.

Варданян заявил, что благодарен Daimler за то, что та "согласилась не смотреть на текущую рыночную цену" "Камаза". Она на новости о сумме сделке подскочила на 12% на фоне падающих индексов (РТС к 12:00 МСК потерял 2,9%, ММВБ – 3,5%).

Соглашение с "Тройкой" предусматривает также, что Daimler получает право преимущественного выкупа всех оставшихся у партнера акций "Камаза". Daimler заинтересована в росте своей доли, говорил накануне "Ведомостям" источник, близкий к "Камазу". Но пока – "в нынешней ситуации" на рынке – об этом речи не идет, отметил Варданян. Договоренностей о сроках проведения новых переговоров еще нет, добавил он.

Пока Daimler получает право провести одного представителя в совет директоров "Камаза". Кроме того, немецкий автоконцерн предоставит "Камазу" технологии (в частности, кабину и седла тяжелого грузовика Mercedes Benz Actros, а также модель легкого грузовика Mitsubishi Fuso) и получит доступ к производственным площадям и сбыту, сообщил руководитель госкорпорации "Ростехнологии" Сергей Чемезов, возглавляющий совет директоров "Камаза".

У Daimler есть еще "12–13 предложений по моделям" и они сейчас рассматриваются, добавил член совета директоров Daimler Андреас Реншлер.

Были, правда, сегодня и плохие новости у "Камаза". Автозавод допускает возможность остановки конвейера на весь январь, сказал его гендиректор Сергей Когогин. "В январе разумнее будет постоять", – отметил он, пояснив что на декабрь у "Камаза" есть заказы на 1800 автомобилей, из которых 1000 целесообразно произвести, а 800 – распродать со склада. "За январь утверждать не берусь", – добавил он.

"Камаз" уже сократил 3000 рабочих из-за падения спроса и продаж, будут ли еще сокращения, решится в I квартале, сказал Когогин.

"Камаз" – крупнейшая автомобильная корпорация России (объединяет 96 предприятий), в мире занимает 11-е место среди производителей тяжелых грузовых автомобилей. В 2007 г. продал 52 670 машин. Выручка за 2007 г. по МСФО – 97,23 млрд руб., чистая прибыль – 7,868 млрд руб. 54,4% акций контролирует "Тройка диалог" (в составе пакета есть опцион менеджмента), госпакет в 37,8% передается "Ростехнологиям".

Daimler AG – крупнейший в мире производитель коммерческого транспорта. Производит легковые автомобили Mercedes, Maybach, сверхкомпактные городские автомобили smart, автобусы. Объем продаж в 2007 г. – 2,09 млн автомобилей (в том числе легковых — 1,29 млн, грузовых — 467 667). Выручка в 2007 г. — 99,4 млрд евро, чистая прибыль — 3,99 млрд евро. Акционеры: эмират Кувейт — 7,2%, в свободном обращении — 92,8%.