Два квартала роста сотовых тарифов

В III квартале средняя стоимость минуты разговора по мобильному в России выросла на 1,8%. Наступивший финансовый кризис может внести коррективы в поведение абонентов.
Е.Кузьмина

В III квартале средняя стоимость минуты разговора по мобильному телефону (Average Price Per Minute, APPM) в России выросла по сравнению с предыдущими тремя месяцами на 1,8% до $0,057. Такие данные опубликовала сегодня компания MForum Anlytics.

У МТС, по данным ее отчетности, средняя стоимость минуты разговора с IV квартала 2007 г. по III квартал 2008 г. выросла на 1% до $0,054, у "Вымпелкома" – на 1,5% до $0,067; "Мегафон" за III квартал еще не отчитался.

Это уже второй квартал подряд, когда APPM растет. В I квартале этот показатель достиг минимального значения за всю историю сотовой связи в России – $0,055 за минуту разговора, а во II квартале вырос до $0,056.

Средний счет на абонента (Average Revenue Per User, ARPU) у операторов рос более высокими темпами. Российский ARPU МТС прибавил в III квартале 4,5% по сравнению с предыдущим кварталом и 15% с начала 2008 г., составив $11,5 в месяц. У "Вымпелкома" рост этого показателя в России составил 3,4% и 12,6% соответственно (в III квартале – $15,2 в месяц). Разговорная активность абонентов росла опережающими темпами, объясняется в отчете MForum Analytics.

Наступивший финансовый кризис может внести коррективы в поведение абонентов. "Если в III квартале мы еще не фиксировали снижения уровня пользования связью, то в последние несколько недель видим замедление темпов роста доходов, которое объясняется не только сезонностью, но и замедлением деловой и потребительской активности, – признался недавно "Ведомостям" президент МТС Михаил Шамолин. – Пока влияние экономического спада в большей степени отразилось на корпоративном рынке - компании сокращают бюджеты и персонал. В массовом сегменте изменения не так очевидны". Шамолин не берется прогнозировать, насколько сильным и продолжительным будет спад, но не сомневается: "тенденция снижения потребления продолжится и в I квартале [2009 г.]". Поэтому МТС ставит задачу "активно стимулировать продажи и уровень пользования, предлагая более выгодные тарифные предложения с сопутствующими дополнительными услугами".

Руководство "Вымпелкома" в конце ноября утверждало, что снижения спроса на услуги этот оператор пока не ощущает. Это по-прежнему так, говорит пресс-секретарь "Вымпелкома" Екатерина Осадчая. Возможность будущего снижения тарифов или других антикризисных действий она не комментирует.

"Мегафон", по словам его пресс-секретаря Татьяны Зверевой, пока также не заметил снижения потребления услуг связи абонентами. Напротив, "есть мнение, что в критических ситуациях люди наоборот начинают больше говорить по телефону", замечает она. Вводить т.н. антикризисные тарифные планы оператор не собирается: у "Мегафона" и так широкий набор инструментов, помогающих клиентам оптимизировать расходы на связь, уверена Зверева. Не планирует "Мегафон" и переводить тарифы в доллары.