Газпромбанк пострадал от Lehman Brothers

S&P понизила кредитные рейтинги облигаций, выпущенных SPV-компанией Газпромбанка. Причина такого шага – снижение защиты от валютного риска. Защиту от валютного и процентного риска обеспечивали валютный и процентный свопы, контрагентом по которым выступала компания Lehman Brothers Special Financing, а поручителем - Lehman Brothers Holdings.
М.Стулов

Standard & Poor's понизила кредитные рейтинги облигаций, выпущенных SPV-компанией Газпромбанка – Gazprombank Mortgage Funding 2 S.A. (GZP 2), говорится в сообщении агентства.

Причина такого шага – снижение защиты от валютного риска. Защиту от валютного и процентного риска обеспечивали валютный и процентный свопы, контрагентом по которым выступала компания Lehman Brothers Special Financing. Наряду с этим компания Lehman Commercial Paper Inc. предоставляла кредит на поддержание ликвидности сделки. В обоих случаях поручителем выступал обанкротившийся Lehman Brothers Holdings.

В объявлении для держателей облигаций, опубликованном на Ирландской фондовой бирже 8 декабря 2008 г., сообщается о последних попытках найти замену Lehman в данной сделке. Однако складывается впечатление, что потенциальные контрагенты либо не захотели брать на себя обязательства по свопам, которые ранее исполнял Lehman, либо запросили слишком высокую цену, считают аналитики S&P.

Они напоминают, что активы, используемые в сделке «GZP 2» в качестве обеспечения, номинированы в рублях и имеют фиксированную процентную ставку. Облигации классов А2, В и С также номинированы в рублях, и процент по ним выплачивается в рублях по фиксированной ставке. Облигации класса А1 номинированы в евро и имеют плавающую процентную ставку. Величина риска, связанного с колебаниями валютного курса и процентной ставки, весьма высока: несмотря на частичное погашение основного долга, которое произошло после закрытия сделки, на долю облигаций класса А1 приходится более 70% совокупных обязательств эмитента. Рейтинг по выпускам А1 и А2 снижен с ВВВ до В, а по В и С до ССС с ВВВ- и ВВ- соответственно.

В последние три раза, когда после дефолта Lehman выплачивались проценты по облигациям, рублевые денежные потоки, сгенерированные секьюритизированными активами, обменивались на евро по курсу спот-рынка, что позволяло исполнять обязательства по облигациям класса А1, номинированным в евро. Однако отсутствует формальный механизм, гарантирующий полную выплату основной суммы долга, поэтому всякое снижение курса рубля относительно евро сопряжено с вероятностью потерь по основной сумме долга по облигациям, предупреждают в S&P.

Аналитики агентства заметили, что во время трех последних выплат процентов уже наблюдался недостаток средств на выплату основного долга из-за снижения курса рубля относительно евро. Тогда держатели младшего транша облигаций (Dz) согласились в порядке исключения передать часть средств, выплаченных им, в счет погашения задолженности перед старшими кредиторами, чтобы тем самым восполнить недостаток средств на выплату. Как правило, младший транш выкупает материнская компания эмитента. В Газпромбанке обещали прокомментировать ситуацию позже.