Нашли виноватого

Как заявил глава "Газпрома" Алексей Миллер, декабрьские переговоры с Украиной срывала Rosukrenergo. После чего и начался конфликт с двухнедельной газовой блокадой ЕС.
Д.Гришкин

Швейцарский трейдер Rosukrenergo (RUE, 50% – у "Газпрома", 50% – у предпринимателей Дмитрия Фирташа и Ивана Фурсина) срывал переговоры "Газпрома" с "Нафтогазом Украины", заявил вчера поздно вечером предправления "Газпрома" Алексей Миллер, слова которого передает "Интерфакс".

"В конце декабря премьер-министры России и Украины пришли к соглашению и наши компании были готовы договориться о цене газа $235 за 1000 куб. м. при условии совместных экспортных операций с территории Украины", – поделился Миллер. Но "Rosukrenergo тогда предложило покупать газ для Украины по цене $285", добавил он. "За счет этого компания рассчитывала остаться на рынке. Но несмотря на это, российская сторона от договоренностей по переходу на прямые контракты не отказалась. А 31 декабря, как вы знаете, президент Украины 
отозвал делегацию НАК "Нафтогаз Украины" с переговоров", – добавил он. Представитель RUE от комментариев отказался.

Для справки: до кризиса Украина импортировала около 55 млрд куб. м газа в год, $235 за 1000 куб. м – это почти $13 млрд общих расходов на закупку.

"Газпром", видимо, хочет заранее обозначить виновных в срыве переговоров, не исключает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Ведь именно из-за отсутствия контракта с Украиной "Газпром" прекратил ей поставки с 1 января, а 7 января остановил и транзит в Европу. ЕС уже пригрозил исками с требованием компенсаций за газовую блокаду.

Но заявление Миллера по меньшей мере странно, рассуждает Корчемкин: у RUE по сути два гендиректора, один из них – подчиненный Миллера, начальник юридического департамента, член правления "Газпрома" Николай Дубик. А из восьми членов координационного совета четверо – менеджеры российской компании. "Не верится, что Дубик пришел к своему начальнику и предложил покупать газ по $285, сорвав таким образом такие важные для России переговоры", – отмечает Корчемкин.

RUE создана в 2004 г., в 2006–2008 гг. – эксклюзивный поставщик среднеазиатского газа на Украину. Но главный доход эта компания получала от перепродажи части газа. закупаемого у "Газпрома", в Европе (до 10 млрд куб. м в год, в том числе "внучкам" и "правнучкам" того же "Газпрома"). Выручка в 2007 г. – $9,89 млрд, чистая прибыль – $795 млн. Кому был нужен этот посредник, ни Россия, ни Украина никогда не могли объяснить. Премьер Владимир Путин не раз говорил, что на появлении RUE настояла Украина. Юлия Тимошенко наоборот настаивала на исключении трейдера из схемы поставок. То, что Киев готов отказаться от RUE, заявлял и президент Украины Виктор Ющенко.

Похожую историю про RUE и декабрьские переговоры рассказывал накануне "Ведомостям" и Игорь Бакай, бывший руководитель "Нафтогаза", консультирующий сейчас Тимошенко.

Еще осенью предполагалось, что с 2009 г. у "Нафтогаза" и "Газпрома" будет прямой контракт, на 2009-2010 гг. цены будут фиксироваться на целый год, а с 2011 г. будет европейская формула цены (меняется обычно раз в квартал вслед за котировками нефтепродуктов за предыдущие 6–9 месяцев). Такой меморандум Путин и Тимошенко подписали в октябре.

На 2009 г. "Нафтогаз" хотел $235 за 1000 куб. м, вспоминает Бакай. Но украинские акционеры RUE предложили "Газпрому" перекупать у него газ на границе среднеазиатских стран по $285, чтобы потом перепродавать Украине. Сам "Газпром", по словам Бакая, естественно, отказался от цены Украины, увидев более высокую.

Путин тоже недавно рассказывал про эти переговоры. Его версия была такой: в конце декабря "Газпром" предложил Украине "суперльготную" цену – $250 за 1000 куб. м (в 2008 г. было $179,5, но цена закупки среднеазиатского газа, который идет на Украину, выросла со $150–160 до $340 за 1000 куб. м). Украина отказалась. "Газпром" сказал: $285 с правом частичного реэкспорта в Европу, на котором всегда "зарабатывали приличные деньги", покупают за $285, а продают за $470 (цена для соседней Румынии на I квартал), делился деталями премьер. Украина опять отказалась. "Мы сказали им: ладно, бог с вами, $250, но с правом реэкспорта <...> это и есть $235 по году, – вспоминал Путин. – Они опять отказались". Про RUE он ни разу не говорил. Правда, намек на неких "посредников" был и у него: когда "Нафтогаз" отказался от $250, тут же появились посредники, сказали: "А мы подпишем и все урегулируем".

Как известно, Путин и Тимошенко вчера объявили, что наконец договорились о цене поставок в 2009 г., а "Газпром" и "Нафтогаз" подписали 10-летний контракт. Уже с 2010 г., по словам премьеров, будет чистая европейская формула цены. На 2009 г. – 20%-ная скидка к ней. Но базовая цена, которая учтена в формуле, пока официально не раскрыта. Источники, близкие к переговорам, говорят, что пока базис – $450 за 1000 куб. м (цена Словакии на I квартал). С учетом скидки для Украины получается $360 на январь–март этого года. Со II квартала будет снижение (в соответствии с формулой), но точного прогноза пока нет – на цену влияют не только прошлогодние цены на нефть, но и котировки этого года, говорит сотрудник "Газпрома".

По оценкам вице-премьера Украины Григория Немыри, по году должно получиться около $235. То есть как раз столько, сколько еще в декабре хотела Украина.

Однако претензии к "базису" есть у Ющенко. Cоветник президента Украины Богдан Соколовский возмущен, что для расчетов взята европейская ставка в $450, "хотя цена для соседней Венгрии – $403". Если считать по венгерскому варианту, в среднем за 2009 г. для Украины вышло бы $199, посчитал Соколовский.

На самом деле и при базисе в $450 прогнозы самые разные. В среднем по году у Украины может получиться и $250, если нефть будет стабильна, думает один из сотрудников "Газпрома". Другое мнение у Корчемкина: при Brent в $45 за баррель средняя европейская цена "Газпрома" может составить $241 в 2009 г. (собственный прогноз компании – $280). Украина постарается вообще не покупать дорогой газ в I квартале, со II цена для нее снизится до $230, в III – $168, IV – $165. И тогда, с учетом основных закупок при уже низкой цене, у Украины будет в среднем по году около $200, думает Корчемкин.