Горизонт – не дольше трех лет

Каждый пятый (21%) предприниматель в мире в этом году отказался от долгосрочного планирования. В опросе Grant Thornton International приняли участие более 7200 предпринимателей из 36 стран мира.
С.Портер

Каждый пятый (21%) предприниматель в мире в этом году отказался от долгосрочного планирования, ограничившись планами на год вперед, – утверждает новое глобальное исследование Grant Thornton International, в котором накануне 2009 г. приняли участие более 7200 предпринимателей из 36 стран мира, включая 250 владельцев бизнеса в России (из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга и Новосибирска).

Наибольшее число респондентов, ограничившихся планированием на год, в странах Латинской Америки: в Мексике – 73%, в Аргентине – 71%, в Чили – 43%.

Составлять во время глобального экономического кризиса бизнес-планы на период до трех лет предпочитают половина предпринимателей в мире (49% респондентов). Больше всего таковых в Дании – 64%, в Новой Зеландии и Великобритании – по 60%, в Индии и Греции – по 59%.

44% китайских предпринимателей не отказываются от долгосрочного планирования и предпочитают заглядывать в будущее своих компаний на срок даже свыше трех лет.

"Не думаю, что китайские бизнесмены уверены в будущем больше, чем другие, скорее это особенность национальной практики – уверенность, что своим трудом и ежедневными, пусть и небольшими свершениями, можно добиться цели", – размышляет Иван Сапронов, партнер и глава департамента корпоративных финансов Grant Thornton International в России. По его мнению, россияне более нетерпеливы, а российская экономика в огромной степени зависима от внешних факторов, в числе которых – меняющаяся цена на нефть. Поэтому Сапронова и не удивляет, что российские предприниматели равняются на среднемировые показатели – 49% респондентов в России предпочитают планировать свой бизнес на период от года до трех лет, а четверть – составляют бизнес планы на срок менее года.

Больше всего россиян-оптимистов – в Екатеринбурге, где 71% респондентов планируют развитие своего бизнеса на срок от года до трех. В Москве больше всего (24%) тех, кто планирует свой бизнес на срок до 5 лет (в Петербурге – 22%, а в Новосибирске – 8%). В Нижнем Новгороде 16% предпринимателей заявили, что рассматривают планы на срок до 10 лет (в то время как в двух столицах таковых лишь по 2%). Больше всего тех, кто ограничивается планированием на год (33%), – в Новосибирске.

Результаты опроса не удивляют Игоря Шехтермана, управляющего партнера хедхантинговой компании RosExpert: "80% компаний, которым сейчас мы подбираем руководителей, требуют от кандидатов прежде всего навыков и опыта краткосрочного планирования, умения оперативно оценивать ситуацию и быстро реагировать".