Смартфоны дешевеют

За I квартал 2009 года в России продано на 9% больше смартфонов и коммуникаторов, чем за аналогичный период 2008 г. Но в денежном выражении объем продаж впервые сократился из-за снижения средней цены продаваемых устройств.
М.Стулов

За I квартал 2009 г. в России продано 810 000 смартфонов и коммуникаторов – на 9% больше, чем за аналогичный период 2008 г., подсчитала MForum Analytics. Но в денежном выражении объем продаж впервые сократился: продавцы "умных телефонов" заработали, по данным аналитической компании, $276 млн – на 12% меньше, чем годом раньше.

Сотовые операторы "большой тройки" – МТС, "Вымпелком" и "Мегафон" – тоже задумались о снижении розничных цен на смартфоны iPhone 3G американской Apple, продавать которые в России они начали как раз с началом кризиса, в октябре 2008 г. Первоначально iPhone с памятью 16 Гб стоил около 27 000 руб., а с 8 Гб – 23 000 руб., но затем цены были снижены в среднем до 24 000 руб. и 20 000 руб. соответственно. Как рассказывали недавно "Ведомостям" источники в сотовых компаниях, операторы обратились в Apple с предложением снизить закупочную цену на iPhone. Представители Apple это не комментировали.

Причиной MForum Analytics называет снижение средней цены продаваемых устройств: за год она уменьшилась на 17% до $340. Это связано, в частности, со снижением продаж сотовых телефонов по схеме потребительского кредитования, говорится в отчете MForum Analytics.

Крупнейший российский сотовый ритейлер – "Евросеть" также заметил снижение средней розничной цены на смартфоны и коммуникаторы, говорит его пресс-секретарь Наталья Аристова. Аппараты высшего класса замещаются более дешевыми устройствами.

А вот сеть "Связной" приводит противоположную статистику. Продажи смартфонов в салонах "Связного" в I квартале 2009 г. в штуках незначительно снизились по сравнению с тем же периодом 2008 г., однако в денежном выражении продажи прибавили 7% благодаря 9,5%-ному росту средней цены устройства. Наиболее популярный бренд среди смартфонов, по данным "Связного" и MForum Analytics, - Nokia.

Продажи сотовых телефонов в целом сокращаются еще стремительнее, чем сегмент коммуникаторов и смартфонов. По итогам I квартала даже в количественном выражении продажи трубок упали на 29% по сравнению с январем-мартом 2008 г. до 5,48 млн устройств, подсчитал недавно бывший вице-президент "Евросети" по маркетингу, а ныне преподаватель программы «МВА-маркетинг» Академии народного хозяйства Владимир Богданов. Средняя цена телефона снизилась, по его данным, на 10% до 5065 руб., в результате общие продажи трубок сократились на 35% до 27,8 млрд руб. (в долларах — на 54% до $820 млн). С этими расчетами соглашались "Евросеть" и "Связной".