Алексей Улюкаев нашел букву кризиса

Выход России из кризиса будет долгим и тяжелым, считает первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев. Для России нынешний кризис и кризис 1998 г. не имеют ничего общего, кроме магии цифр, уверен он. Выход из него также будет другим - не V-, а U-образным.
С.Портер

Для России нынешний кризис и кризис 1998 г. не имеют ничего общего, кроме магии цифр: "Там август 1998-го, а здесь август 2008-го. Больше ничего общего нет", – сравнил Улюкаев в интервью журналу "Коммерсантъ деньги". Выход из кризиса тоже будет другим – не V-, а U-образным, "продолжительным и тяжелым".

В прошлый раз экономика сильно упала и быстро восстановилась: после спада на 5,3% в 1998 г. уже в 1999 г. последовал рост на 6,4%. Тот кризис произошел на фоне многолетнего замедления экономики, имевшей свободные производственные мощности, незанятые трудовые ресурсы, а девальвация помогла без инвестиций, на ровном месте повысить конкурентоспособность производств, получивших необходимые оборотные средства, вспомнил Улюкаев.

Нынешний кризис произошел на фоне многолетнего роста российской экономики, степень использования всех ресурсов – производственных, трудовых, финансовых – была высока. В этой ситуации девальвация не дает каких-то решающих преимуществ, признал Улюкаев, только поправит сальдо платежного баланса. Источником роста долгие годы был инвестиционный спрос, но в ситуации глобального кризиса он стал очень избирательным, подчеркнул он.

Поэтому и способы выхода из кризиса требуются совершенно иные, продолжил Улюкаев, – прежде всего необходимо заняться институциональным развитием.

Похожую точку зрения высказывала министр экономического развития Эльвира Набиуллина, считающая, что кризис – не повод приостанавливать экономические реформы, а наоборот, возможность избавиться от неэффективных производств и поддержать направления, которые зададут экономике новое качество. "Иначе мы будем постоянно сталкиваться с одними и теми же проблемами", - говорила она в интервью "Ведомостям". Инновационная экономика поможет и сгладить зависимость от ситуации в мировой экономике, от которой Россия как экспортер сырья зависит очень сильно, добавила министр.

Минэкономразвития тоже не ждет быстрого восстановления России. Спад в этом году может составить до 8%, в следующем – быть на уровне нуля или чуть выше, а для достижения темпа в 5% может потребоваться три года, сообщал замминистра экономразвития Андрей Клепач.