Дирк Мейер: Финансовый кризис может быть нам на руку

Считает генеральный директор компании AMD Дирк Мейер, который собирается потратить $1,2 млрд на исследования и новые разработки, а также сфокусироваться на производстве чипов для ноутбуков и дата-центров
С. Николаев

1983

участвовал в разработке встроенных контроллеров CMOS компании Intel

1986

в Digital Equipment Corporation участвовал в разработке микропроцессоров

1995

В AMD руководил разработкой процессоров AMD Athlon

2001

управляющий отделом микропроцессорного бизнеса AMD

2006

президент и главный операционный директор AMD, с 2008 г. еще и генеральный директор AMD

AMD

Производитель компьютерных чипов. Выручка – $5,5 млрд (2008 г., US GAAP), EBITDA – $159 млн, Чистый убыток – $2,5 млрд. Крупнейшие акционеры (по данным MSN Money): Mubadala Development Company (16%), Oppenheimer Funds (11,9%), Oppenheimer Global Opportunities Fund (11,8%). Капитализация – $2,81 млрд на NYSE.

В середине мая Еврокомиссия оштрафовала на рекордную сумму в 1,06 млрд евро ($1,45 млрд) крупнейшего в мире производителя компьютерных чипов – Intel, обвинив ее в нарушении антимонопольного законодательства. Второй по величине в мире производитель чипов – AMD еще в 2000 г. пожаловалась Еврокомиссии на своего основного конкурента, заявив, что его действия ограничивали доступ АМD к покупателям. О влиянии постановления Еврокомиссии на деятельность AMD и всего рынка компьютерных чипов в целом, о том, как производитель переживает кризис, почему он вывел производственное подразделение в отдельную компанию и на чем решил сфокусироваться в непростые времена, «Ведомостям» рассказал президент и гендиректор AMD Дирк Мейер.

– Как решение Еврокомиссии скажется на бизнесе AMD?

– В некоторой степени рынок становится более свободным, у потребителей появляется больше возможностей выбирать исходя из того, насколько продукт отвечает их требованиям – касается ли это каких-то его свойств, цены или чего-либо еще. Нам выгоднее работать в такой среде. Очевидно, рынок не был свободным и открытым для конкуренции до последнего времени, поэтому это решение Еврокомиссии чрезвычайно необходимо. Но я не могу предсказать точно в цифрах, как и когда [это проявится].

– Председатель совета директоров Intel Крейг Баррет в интервью «Ведомостям» заявлял, что AMD тратит слишком много сил на судебные разбирательства с Intel, вместо того чтобы заниматься инновациями.

– За последние 10 лет именно мы были лидером во многих инновациях. Но наши клиенты не были свободны в выборе – Intel платила клиентам, чтобы они не работали с AMD и не закупали наши продукты. Такие действия были незаконными, что подтвердила Еврокомиссия.

– Сейчас доля Intel на рынке почти в четыре раза больше, чем у AMD, – примерно 80% на 20%. Что вы намерены предпринять, чтобы изменить эту пропорцию?

– То же самое, что и всегда: лучше работать в условиях конкуренции с Intel и кем-либо еще, определяя, в чем состоят нужды наших клиентов и конечных потребителей, какие требуются технологии, развивая инновации и представляя рынку новые предложения.

– Согласно данным исследовательской компании IDC, пять кварталов подряд доля AMD продолжала снижаться, но по итогам I квартала 2009 г. она, наоборот, выросла. С чем связан такой перелом?

– На основе квартальных колебаний рыночной доли трудно выявлять долгосрочные тенденции. Я думаю, что во многом финансовый кризис может быть нам на руку, потому что в подобные времена люди, как никогда, стремятся быть экономными, приобретать IT-решения, которые точно отвечают их запросам.

– Но так же может сказать и Intel – наивыгоднейшее предложение по лучшей цене. В чем отличие?

– Мы предлагаем рынку больше за меньшую цену – больше свойств, производительности и т. д. За последние годы мы проделали большую работу по выявлению возможностей для инноваций в различных областях, которые получили значительный резонанс среди конечных пользователей. Например, мы подняли вопрос об эффективном использовании энергии в дата-центрах. Это позволило нам привлечь клиентов и увеличить [рыночную] долю не за счет цены, a в основном за счет предложения больших характеристик в создании стоимости. Таким же образом AMD действует в направлении платформ для персональных компьютеров, которые будут давать значительно улучшенное визуальное восприятие, лучшую графику, видео и медиа.

– Какие меры вы приняли в связи с кризисом?

– Во-первых, аккумулирование денежных средств, чтобы обеспечить ликвидность для бизнеса и пережить кризис. Во-вторых, продолжать инвестировать в исследования и разработку (R&D), необходимые для производства продуктов и решений, чтобы бизнес продолжал расти, даже когда экономика стагнирует. Третье – производительность компании. Руководствуясь этими тремя принципами, а также проведя реструктуризацию компании, мы сократили операционные затраты, к сожалению, немного сократили наш персонал для обеспечения последовательного роста выручки в этом году. Мы провели несколько этапов реструктуризации. Например, в прошлом году мы продали две компании: одна производила чипы и приложения для смартфонов, а другая – продукты для цифровых телевизоров. Сами по себе это интересные бизнесы, но я не думаю, что фундаментально они были чем-то принципиальными для компании, поэтому мы решили продать их.

– А количественно можно как-то посчитать эффект от такой перестройки?

– В 2007 г. наша выручка составляла около $8 млрд, в 2008 г. – чуть меньше $5,5 млрд. Это достаточно существенное сокращение. Но, я думаю, оно отражает нынешнее состояние рынка.

– В конце 2008 г. AMD выделила свое производственное подразделение в отдельную компанию Global-foundaries, в которой долю получило правительство Абу-Даби. Вы довольны этой сделкой? Каковы первые результаты такого сотрудничества?

– Это очень важная сделка для компании. На протяжении последних по крайней мере 15 лет расходы на R&D, необходимые для создания лидирующих технологий в области полупроводников, росли опережающими темпами, быстрее, чем доходы. Также капитальные затраты для организации производства полупроводников, экономически окупаемого, росли с каждым поколением технологий быстрее, чем доходы индустрии. Поэтому началась консолидация и осталось небольшое количество производителей, у каждого из которых были деньги для того, чтобы оплачивать эти счета [финансировать R&D и производство]. AMD была недостаточно большой, чтобы продолжать поддерживать такие уровни инвестиций. <...> Мы оставили разработку в AMD, а производство выделили в отдельную компанию Globalfoundaries, у которой большие перспективы роста.

– Но связь между этими компаниями по-прежнему сохраняется?

– Прежде всего это экономическая связь – сейчас нам принадлежит около 40% Globalfoundaries, Advanced Technology Investment Corporation (ATIC), подконтрольной Абу-Даби, – остальное. Если Globalfoundaries потребуется дополнительный капитал, мы можем инвестировать [и участвовать в допэмиссии], но ATIC обязалась предоставлять необходимый капитал. Я предполагаю, что со временем мы не будем инвестировать и наша доля будет снижаться.

– Когда планируете выйти на точку безубыточности?

– Сейчас не совсем корректно комментировать, так как мы по-прежнему консолидируем результаты Globalfoundaries. В апреле финдиректор AMD Боб Риве говорил, что мы ожидаем положительного денежного потока во второй половине 2009 г.

– Участники компьютерного рынка говорят, что в I квартале 2009 г. зафиксировали улучшение ситуации по сравнению с предыдущим кварталом. Так ли это?

– Я не могу сказать, что потребительский спрос растет, но производители компьютеров снова начинают пополнять запасы [компонентов]. Из-за консервации складов была действительно очень неопределенная ситуация для нас, сейчас она стабильная. Вопрос в том, когда снова возобновится спрос конечных потребителей и вообще возобновится экономический рост. Сейчас спрос стабилизировался, но все зависит от конкретной страны и сегмента. Например, на Ближнем Востоке, в Китае спрос хороший.

– А если сравнивать рынок России и США?

– Могу сказать, что здесь [в России] больше неопределенности. Это связано с кредитами и курсом валют.

– С кем в ходе нынешнего визита в Россию планируете встречаться из российского правительства? Что обсуждать?

– Мы будем встречаться с министром [связи и массовых коммуникаций] Игорем Щеголевым. Прежде всего я хочу донести до него значимость AMD для здоровья российской IT-экосистемы. Мне кажется важным, чтобы чиновники российского правительства это понимали, потому что мы значимая компания для глобальной IT-экосистемы, и российской в том числе. Также я хотел бы узнать от него, что он знает про нас и как мы можем быть полезными. Просто обмен мнениями.

– Что вы думаете про рынок полупроводников в России?

– Он растет быстрее мирового рынка. IT по-прежнему может сделать многое, чтобы улучшить эффективность российских предприятий и домохозяйств.

– Какова доля России в доходах AMD?

– Мы этого не раскрываем. Но долю российского рынка можно довольно точно рассчитать исходя из того, насколько велик российский рынок для индустрии полупроводников и производства компьютеров и компонентов в мировом масштабе. Мне кажется, благодаря научной базе здесь есть большие возможности для экономики полупроводников, прежде всего для дизайн-центров. Мы сотрудничали с «Ангстремом» и по-прежнему помогаем им.

– Насколько вероятно увеличение числа местных партнеров?

– Разумеется, это возможно. Одно из наших преимуществ – способность участвовать в партнерствах. Один из удачных примеров – производственные мощности в Дрездене [где AMD сотрудничает с другими производителями].

– На российском рынке, как и в других странах, доля AMD последовательно снижалась. Что вы сделаете, чтобы наверстать упущенное?

– У нас значительно выше доля на рынке настольных компьютеров, чем ноутбуков. Поскольку на российском рынке наблюдался большой рост рынка ноутбуков, это сказалось на нашей общей доле рынка, хотя на рынке настольных компьютеров мы удерживаем наши позиции.

– Разве это не общемировая тенденция – рост популярности ноутбуков на фоне падения интереса к настольным компьютерам?

– В 2008 г. это стало глобальной тенденцией, число ноутбуков впервые превысило количество настольных компьютеров. В 2009 г. мы ожидаем, что рост рынка ноутбуков продолжится, а продажи настольных компьютеров упадут.

– Как AMD отреагировала на это?

– AMD сейчас сфокусировалась на двух областях – ноутбуках и дата-центрах (и серверах). Мы считаем, что настольные компьютеры тоже большой рынок, но мы будем развивать технологии в этих двух областях, а для производителей настольных компьютеров для массового сегмента будем поставлять технологии, в основном разработанные для ноутбуков, а для настольных компьютеров более высокого класса – решения, основанные на технологиях для серверов.

– А сколько вы намерены направить на инвестиции в R&D в этом году?

– $1,2 млрд, по сегментам мы не раскрываем.

– Но многие клиенты из-за кризиса серьезно сократили затраты на инновации. Разумно ли в такой ситуации продолжать вкладывать в R&D?

– Конечно. Экономика не в лучшем состоянии, ВВП упадет в этом году, но информационные технологии по-прежнему чрезвычайно важны для модернизации экономики. Индустрия микропроцессоров до сих пор фундаментальный элемент экономики знаний. Для нас очень важно быть готовыми предоставить инновационные продукты, когда экономика восстановится. Это позволит нам расти быстрее экономики. Кто-то считает, что компьютерная индустрия и экономика в целом уже достигли дна. Но мне кажется, что мы сможем говорить о дне, только когда окажемся на другой стороне, смотря сверху вниз. Сейчас мы, очевидно, не в этой позиции.

– Что вы думаете о планах Apple самостоятельно производить чипы, чтобы уберечь свои эксклюзивные разработки от конкурентов?

– Я знаю мало подробностей <...> но для компаний уровня Apple существуют ограничения по разработке технологий для чипов, потому что затраты на R&D действительно очень велики. Существующая модель предполагает, что AMD и Intel разрабатывают ведущие полупроводниковые технологии для всей индустрии в целом. <...> Никакая компьютерная компания не может позволить себе самостоятельно производить все необходимые чипы, поэтому вряд ли произойдет возврат к модели 30-летней давности, когда на рынке доминировали интегрированные компании.

Кризис и AMD

«Мы работаем преимущественно на производителей компьютеров и дата-центров, основная часть нашей выручки приходится на производителей компьютеров. Существует явная корреляция между спросом на компьютеры в мире и экономической активностью, исчисляемой ростом ВВП. В этом году, как считают многие, мировой ВВП упадет по сравнению с прошлым годом, поэтому упадут продажи компьютеров – во второй раз за 26 лет существования индустрии. Разумеется, влияние кризиса на бизнес-среду и AMD негативное, поэтому мы очень консервативны в прогнозах по выручке по итогам года».

Увлечения

Дирк Мейер

«У меня не так много свободного времени, как хотелось бы. Я люблю заниматься спортом на свежем воздухе, в частности гольфом, люблю туризм и рыбалку. И я много читаю об аэропланах».