Компании не прибавляют мотивации

Российские компании в большинстве не планируют менять формулы расчета переменной части дохода сотрудников. Однако западные компании оказались гораздо консервативнее российских.
С.Портер

Большинство российских компаний не изменили и не планируют менять формулы расчета и начисления переменной части дохода сотрудников, обнаружили исследователи российской консалтинговой компании Pynes Group, проводившие в мае ежемесячный мониторинг мероприятий в области управления персоналом. На вопросы консультантов ответили 108 российских и международных компаний, включая Abbyy, "Балтику", Wrigley и "Яндекс".

Об изменениях формул начисления переменной части сообщили 31% компаний, причем почти треть из них лишь планирует ввести изменения в силу к июлю. Реально провели подобные изменения лишь 22% компаний.

Более двух третей опрошенных (69%) не изменяли и не планируют менять формулы выплат переменной части вознаграждения ни для каких категорий сотрудников.

Западные компании оказались гораздо консервативнее российских. Если среди российских компаний проводить изменения готовы 49% участников, то среди представительств международных – лишь 19%. И в том и в другом случаях сильнее всего изменения затрагивают руководителей среднего звена, специалистов по продажам и розничный персонал.

Переменная часть вознаграждения – это инструмент передачи целей компании сотрудникам, утверждает Екатерина Варга, руководитель проекта Pyndex. Формулы премирования должны отражать долгосрочные стратегии компаний, а те в кризисное время могли потерять актуальность. Работодатели не успевают за изменениями, не уверены в долгосрочных прогнозах и сознательно действуют по принципу "не навреди", поясняет она.

По данным международной консалтинговой компании Hay Group, лишь 38% крупных мировых компаний и 40% европейских изменяют содержание программ переменного вознаграждения менеджеров. Основная причина, на которую ссылаются работодатели, те же: изменение бизнес стратегии.

Любое изменение мотивационных схем - дело всегда трудное и болезненное. Если действенность новых формул не очевидна для руководства, то лучше ничего не менять, поддерживает нерешительных работодателей Варга.