Статья опубликована в № 2384 от 24.06.2009 под заголовком: «Главное – не допустить паники», - Владимир Скворцов, генеральный директор группы «Альфастрахование»

«Главное – не допустить паники», - Владимир Скворцов, генеральный директор группы «Альфастрахование»

Д. Гришкин
1992

сразу по окончании МГУ стал работать первым вице-президентом компании «Ринако плюс»

1998

назначен генеральным директором брокерской компании «Никойл», с 2000 г. – исполнительный директор бизнес-направления инвестиционного банковского обслуживания ИБГ «Никойл»

2002

генеральный директор группы «Альфастрахование»

20%

на столько, по прогнозу Владимира Скворцова, вырастут премии «Альфастрахования» в 2009 г.

Группа «Альфастрахование»

универсальный страховщик. Создана в 2001 г. на базе Восточно-европейского страхового агентства, «Альфа-гарантии» и «Остра-Киев». Владелец – «Альфа-групп». Страховые премии – 19,4 млрд руб. (2008 г., 8-е место). Страховые выплаты – 8,0 млрд руб. Чистая прибыль – 688,6 млн руб.

Если бы в бизнесе существовали универсальные рецепты, их давно занесли бы в учебники и преподавали студентам, а разорившихся и проигравших конкурентную борьбу компаний не было бы. Но в жизни все иначе, рассуждает гендиректор «Альфастрахования» Владимир Скворцов. О том, как его компания намерена пережить непростые времена на страховом рынке, чем хороша консолидация отрасли и почему ему не надоело работать в страховании, Скворцов рассказал «Ведомостям».

– Каковы сейчас основные проблемы российского страхования?

– Страховые рынки в мире движутся по фазам, характеризующим уровень прибыльности страховщиков. К сожалению, в фазу прибыльности российский страховой рынок так и не перешел. Комбинированный коэффициент убыточности в среднем по отрасли, по оценке PricewaterhouseCoopers, – 102%, что, безусловно, плохо. Он должен быть 97–99%, но не 102%! Причина проста: многие страховщики развивались и наращивали портфель только с целью продажи, не думая о прибыльности. Сейчас эта стратегия не работает, продаж не предвидится, и это очень серьезное испытание для отрасли. В конце лета – осенью нас ждет пик проблем, и без громких банкротств и ухода с рынка средних федеральных компаний не обойдется. Значит, клиентам нужно серьезно относиться к надежности страховщика. Некоторые компании, испытывающие большие проблемы, демпингуют по тарифам, чтобы собрать хоть какие-то деньги и продержаться на плаву еще какое-то время. Затягивание петли на шее своими руками – опасная стратегия.

– О демпинге сейчас не говорит только ленивый. Что еще мешает развитию рынка?

– Один из блоков связан с введением различных видов обязательного страхования: объектов повышенной опасности, ответственности перевозчика на транспорте и др. Я считаю, что для запуска добровольных страховых механизмов – в первую очередь в интересах общества – обязательные виды нужны. Яркий пример – ОСАГО. Рынок сельхозстрахования, который страдает от схем, должен стать прозрачным и полноценным рынком. Принятые в этому году новации я оцениваю положительно, но пока непонятно, как они будут работать. Что касается самой отрасли, мы сильно отстали от других стран в вопросах предоставления страховщикам субординированных кредитов, расчета маржи платежеспособности и введения МСФО. Без МСФО нет понимания реального финансового состояния компании, и надо было ввести эти стандарты еще 2–3 года назад, а сейчас кризис, всем не до этого, и, если принять решение сейчас, необходим переходный период для подготовки компаний. Управленческая отчетность «Альфастрахования» полностью совпадает с данными по МСФО. Не всегда приятно смотреть на отдельные цифры, но такова принятая практика.

– «Альфастрахование» серьезно улучшило позиции в рэнкинге ведущих страховщиков по собранной премии, ворвавшись в топ-5. Что стало причиной прорыва?

– В 2008 г. наши премии выросли по сравнению с 2007 г. вдвое, но какой-то одной причины, которая стала драйвером роста, нет. Итоги I квартала 2009 г. (рост – более 40%) и 2008 г. – результат выполнения стратегии «Альфастрахования». Мы ее немного скорректировали, но принцип остался неизменным – прибыльное наращивание рыночной доли. Мы никогда не гнались за объемами ради объемов, что доказывают результаты I квартала: мы не провалились в сборе премий, как некоторые компании, сделавшие ставку на один вид страхования или канал продаж. Компания развивает и корпоративный сегмент, и розницу – как в регионах, так и в Москве. Несмотря на кризис, корпоративных клиентов мы практически не потеряли.

– Каковы планы на этот год?

– Все просто: будем выполнять стратегию. Как мне однажды сказал один из наших акционеров, «если стратегию нельзя выразить одним предложением, грош ей цена». Она должна быть понятной, и наша стратегия заключается в прибыльном наращивании рыночной доли в сочетании с агрессивным ростом в корпоративном сегменте и постепенным – в рознице. Мы отказываемся от неприбыльных каналов продаж, неприбыльных сегментов рынка, чтобы развивать то, что нам кажется правильным и перспективным.

– Как это выглядит в цифрах?

– В кризис консолидация отрасли пойдет быстрее, в том числе за счет ухода с рынка ряда игроков. По моим расчетам, мы должны вырасти в 2009 г. на 15–20% по сборам, а рыночная доля «Альфастрахования» к концу года составит 4,5–5%. Пытаемся сократить издержки по всей цепочке расходов, потому что понимаем: какими бы лояльными ни были наши клиенты, цена услуги в условиях кризиса – качественно более важный показатель, чем раньше. Пока нам это удается.

– Какая убыточность заложена на 2009 г.?

– Комбинированный коэффициент – на уровне 100%, в 2008 г. было 100,5%. С учетом всех расходов страховой операционный бизнес должен вывести нас в ноль, а заработать мы должны на инвестдоходе.

– Каково соотношение корпоративного бизнеса и розницы в портфеле «Альфы»?

– Чуть больше премий мы собрали в корпоративном сегменте, примерно 55% на 45%, при этом на крупный индустриальный бизнес пришлось 28%, а 27% – на средний и малый бизнес.

– Как развивается бизнес компании «Альфастрахование-жизнь»?

– Компания показала просто фантастический результат за 2008 г. как по страхованию потребкредитов, так и по корпоративному бизнесу. По итогам I квартала мы стали третьей компанией после «АИГ лайф» и «РГС-жизнь».

– А разве банковский канал продаж страхования жизни не свернулся?

– Пока нет, все нормально. У нас несколько банков-партнеров, и мы со всеми увеличили объем продаж. Кредитовать клиентов они действительно стали меньше, но желание банков дополнительно заработать стало гораздо сильнее. Поэтому банки включают страхование в другие свои программы, активнее предлагают клиентам страховаться. Вообще, я считаю так: если ты взял кредит в банке, абсолютно честно по отношению к своей семье застраховать свою жизнь и здоровье в пользу банка. Не дай бог что может случиться...

– А что с контрактами по корпоративной «жизни»?

– Клиенты продолжают страховаться. Кто-то сокращает [программы], но наш портфель увеличивается. Ведь получаем и новых клиентов.

– Какие изменения произошли в национальном страховании за последние 7–10 лет?

– Рынок качественно улучшился и превратился из аморфного в нормальную составляющую финансового рынка, стал цивилизованным. Если вспомнить рэнкинги Росстрахнадзора 2002–2003 гг., то у нас специальные люди каждый квартал отделяли в этих таблицах схемное страхование от реального. Потом мы изучали эту препарированную отчетность и смотрели, где мы сегодня находимся. Сейчас клиенты получают более качественные услуги и продукты, ведь в начале 2000-х гг. сложных продуктов вообще не было: страховка дома, страховка машины, ДМС – и все. Появились новые рынки – страхование жизни, например. Конечно, важнейшую роль в экономической жизни страны сыграло введение ОСАГО. Люди перестали считать автогражданку дополнительным налогом, появилось четкое понимание, что это страховка, с помощью которой можно защитить себя.

– Вы готовы показать свою отчетность по МСФО, как это делает, например, «Росно»?

– Allianz [материнская компания «Росно»] – публичная компания, а мы – нет. Но если это будет единым для рынка стандартом – конечно, готовы.

– Страховщики жалуются на отсутствие поддержки отрасли со стороны государства. Почему не получается наладить диалог с чиновниками?

– Диалог как раз оживленный, другое дело – какой у него результат. Можно двигаться гораздо быстрее, но эффективность взаимодействия между различными ведомствами невысока. Есть чиновники, которые мне кажутся знающими и профессиональными людьми, но, когда мы имеем дело с этой машиной в целом, она начинает сбоить. Возможно, одна из причин медлительности в том, что многие чиновники полагают, что на страховом рынке все в порядке. Однако, к сожалению, не все так просто, проблемы становятся очевидными с некоторым временным лагом.

– У Росстрахнадзора новый руководитель – Александр Коваль. Что должны делать чиновники в кризисные времена?

– В рамках действующего законодательства есть возможности для защиты интересов клиентов страховых компаний. Основная задача ФССН – участие в разработке механизмов поддержки отрасли. Пристально должны смотреть чиновники на вопросы платежеспособности страховщиков, чтобы, если нужно, играть на опережение. Есть проблемные компании, но, к сожалению, нет механизма введения временной администрации, надеюсь, в ближайшее время он появится. Главное – не допустить паники на рынке.

– Какой вам видится новая архитектура российской страховой отрасли? Объединение ВСС, РСА и НССО, которые возглавляет Андрей Кигим, – разумная идея?

– Создание «союза союзов» активно обсуждается давно, и противников этой идеи я не знаю. Взаимодействие между ВСС, РСА и НССО всегда было нормальным, и я считаю разумным объединение, когда есть ассоциации по видам страхования, а над ними – надстройка в виде саморегулируемой организации. Это сэкономит и время, и ресурсы.

– К чему приведет начавшаяся несколько лет назад консолидация отрасли? Сколько страховщиков нужно России?

– Эффект масштаба для страховой компании крайне важен не только с точки зрения расходов, но и с точки зрения диверсификации рисков, устойчивого развития. Поэтому я не очень верю в историю нишевых страховщиков. Конечно, они могут существовать, но это скорее исключение из правил. С учетом размеров российской экономики страховых компаний должно быть значительно меньше. Страховая компания должна быть федеральной, и 100 страховщиков более чем достаточно. Лицензий сейчас около 800, реально работающих компаний – около 350, и их количество за год сократится, думаю, вдвое.

– То есть вы ожидаете оживления на рынке?

– Больше скажу: я убежден, что консолидация нужна не только с 11-й компании по 100-ю, она нужна и в первой десятке. Это выгодно и для клиентов, и для акционеров. Я – сторонник идеи консолидации индустрии.

– Эту тему вы с кем-то обсуждали?

– Да, разговариваем, предлагаем, общаемся со всеми возможными кандидатами на объединение, но результатов пока нет, требуется время, чтобы сблизиться. У меня подход простой. Я считаю, что консолидация в первой десятке и двадцатке позитивна для развития бизнеса, эффект масштаба позволит снизить расходы. И мы сможем дать клиентам более конкурентную цену.

– А в будущее региональных страховщиков верите?

– Конечно, география у России фантастическая, но я не верю в успешных региональных страховщиков, хотя про всех сказать не могу. По итогам I квартала мы увидели fly to quality, переход из небольших региональных компаний в федеральные. Это бегство к надежным страховщикам, и региональным компаниям было бы разумно присоединяться к таким компаниям, как наша.

– Как магнитогорская компания СКМ – к «Альфе»?

– Да, например. СКМ – хорошая компания, соотношение розничного и корпоративного портфеля там примерно 50 на 50. Казалось бы, из-за кризиса [основной клиент СКМ] Магнитогорский меткомбинат переживает не лучшие времена, но объем наших премий в Магнитогорске не только не сократился, но и вырос. Если бы мы не купили СКМ, уверен, компании было бы гораздо хуже.

– А что за история с компанией «Промышленно-страховой альянс», которая страховала риски предприятий «Металлоинвеста»? Вы ее тоже купили?

– Мы компанию не покупали, а подписали прошлым летом с «Металлоинвестом» соглашение о том, что «Альфастрахование» – страховой партнер группы. Это не значит, что все должно быть застраховано только у нас, мы выстраиваем отношения, и пока клиент доволен. Речь не только о корпоративных клиентах, но и о сотрудниках этих предприятий на местах, это серьезный проект.

Иначе работать невозможно. Если заниматься только каким-то заводом, ну сегодня он твой, завтра твой, а послезавтра придет конкурент и скажет: «Предлагаю цену в 2 раза ниже, хочу забрать клиента». И все – ты потерял его. Лояльность клиентов воспитывается только комплексным, качественным обслуживанием.

– В регионах еще остались достойные внимания инвесторов страховщики?

– Да, сейчас мы очень внимательно изучаем несколько вариантов, в том числе региональных. Кризис – время для покупок, но важность соотношения «цена актива – его качество» остается. Мы изучаем потенциальные приобретения, но только с точки зрения текущей и будущей прибыльности бизнеса.

– Со страховой компанией «Северная казна» вы обсуждали возможность ее приобретения?

– Встречи и переговоры на эту тему были, но они ничем не закончились.

– Иностранцы еще интересуются российскими активами?

– Интерес есть, но сделок по безумным коэффициентам, как это было 2–3 года назад, ждать не стоит.

– «Альфастрахование» раньше активно изучали иностранцы, сейчас тоже приходят? Акционеры готовы продать компанию?

– Наши акционеры – прагматичные люди, и, я думаю, за хорошую цену можно продать все. Вот уже три года на вопрос «Продается ли «Альфастрахование»?» я отвечаю одно и то же: я, как СЕО, вопросами продажи компании не занимаюсь. Я отвечаю за развитие, могу рассказать о бизнесе, планах, стратегии, но вопрос продажи акций – к акционерам.

– Страховым блоком «Альфа-групп» активно занимается Петр Авен. Какую роль он играет в отношениях с партнерами, крупными клиентами?

– В «Альфа-групп» условная политика работающих акционеров, и Петр Олегович – не пассивный председатель совета директоров. Он конкретно и непосредственно занимается в том числе страховым бизнесом. Мы два раза в месяц обязательно встречаемся, обсуждаем какие-то проекты, задачи, стоящие перед компанией, и я считаю это огромным преимуществом работы в «Альфастраховании». Авен лично хорошо знает многих наших существующих и потенциальных клиентов, что помогает нам в работе. То же можно сказать и про [члена совета директоров] Олега Сысуева, он человек широко известный, бывший вице-премьер и мэр Самары. Тоже активно помогает, когда с кем-то встречается.

– В совете директоров компании несколько независимых членов: Андрей Баранов, Ханс Фалк Бьерке, Евгений Ясин. Чем они помогают «Альфастрахованию», чем занимаются в совете?

– Наш совет – уникальное сочетание и опыта, и широты взглядов, и возможностей для развития бизнеса. Независимые директора, может, и в меньшей степени занимаются лоббированием и продвижением «Альфастрахования», но помогают советами и консультациями. Баранов много лет работал консультантом в McKinsey, сейчас входит в ряд советов директоров и имеет уникальный кросс-индустриальный опыт, помогает взглянуть на многие обсуждаемые вопросы по-другому. Бьерке долгое время отвечал за развитие международного бизнеса в Allianz, великолепно знает, как это бывает в России, Испании, Италии, Германии, и его вклад трудно переоценить. Евгений Григорьевич Ясин обеспечивает общий взгляд на экономику. В последнее время он интересуется вопросами здравоохранения, и, если речь идет о медицинском страховании, его вопросы помогают нам расширить взгляд.

– Что изменилось после прихода на пост президента компании Михаила Бершадского? Как разделены ваши с ним обязанности?

– Михаил работает в компании два года, но я бы говорил не о разделении обязанностей, а об объединении усилий для развития бизнеса. Он ведет переговоры с крупными клиентами, у него вообще большой талант общения с людьми, он отличный переговорщик. Кстати, в нашей команде трудятся не только профессиональные страховщики, активно приглашаем людей из других отраслей, это позволяет некоторые вещи увидеть заново. Вот и Михаил предложил развивать проект по строительству поликлиник. В результате в конце июня открываются первые клиники – в Перми и Кирове. Всего в 2009– начале 2010 г. откроется 10 поликлиник.

– Этот проект запущен еще до кризиса, не страшно было этим заниматься? Деньги потерять можно...

– Страшно. Кризис кризисом, но я не думаю, что люди будут сокращать расходы на здоровье. На этом нельзя экономить, уж лучше машину купить подешевле и отдыхать поехать не в Турцию, а за город, в лес. Тем более что мы не VIP-клиники строим, у нас будут нормальные, средние бюджетные цены.

– У «Альфы» и «Базэла» сейчас непростые отношения. Менеджеры «Альфа-групп» недавно заявили, что не против иметь «Ингосстрах» в качестве залога в рамках реструктуризации кредитов компаний «Базэла» в Альфа-банке. Вы хотели бы получить такой актив в управление?

– Отношения Альфа-банка с любыми его клиентами я комментировать не могу, так же как не могу обсуждать отношения других компаний «Альфа-групп» с их клиентами. Интересен ли «Ингосстрах»? Уверен, что любой здравомыслящий менеджер в страховании будет только рад поработать с таким активом, потому что «Ингосстрах» – очень хорошая компания.

– Недавно экс-гендиректор страховой компании «РГС-жизнь» Александр Торбахов возглавил «Вымпелком». Вы же с ним знакомы? Как бы вы охарактеризовали Торбахова как топ-менеджера?

– Я давно с ним знаком, наверное, с 1995 г., когда мы работали вместе в «Ринако плюс», затем вместе перешли в «Никойл» (сейчас – «Уралсиб»). Мы с Александром поддерживаем дружеские отношения, я считаю, что он успешный менеджер с хорошим, разнообразным опытом работы, быстро сделал карьеру, кроме того, он командный игрок.

– Обсуждала ли с вами его назначение любая из сторон? Может, вы рекомендовали Торбахова на этот пост?

– Ну конечно, мне звонили. Было бы странно, если бы не звонили, акционеры-то у нас общие. Мне задали вопросы, я на них ответил.

– Честно?

– Абсолютно честно, и, слава богу, между дружбой и честностью мне выбирать не пришлось. (Улыбается.) В этом смысле я вообще не люблю скрывать ничего ни от кого, тем более от акционеров. Я желаю Саше удачи, работа, конечно, тяжелая, но интересная.

– Как считаете, нужны гендиректору дополнительные знания, навыки, опыт, чтобы управлять бизнесом значительно большего масштаба, чем, например, «Альфастрахование»?

– Я убежден, что никаких рецептов в менеджменте нет. С удовольствием читаю книжки разных СЕО о том, что надо сделать так-то и так-то, но я делаю это только для того, чтобы понять, как можно сделать, ведь конкретный выбор в конкретной ситуации – выбор самого руководителя. И если бы были универсальные рецепты в бизнесе, их бы давно прописали в поваренной книге, преподавали студентам, весь мир был бы полон успешных компаний и не было бы компаний, которые разоряются и проигрывают конкурентную борьбу.

– Что помогает вам строить успешный бизнес?

– Во-первых, нужно всегда помнить о главном. Для меня таковым является последовательность решений: если выбрал стратегию, надо ее исполнять.

Во-вторых, если понимаешь, что принятое тобой решение правильное, то надо проломить стену, но добиться задуманного. Еще одна вещь, которой я в жизни руководствуюсь, – фраза кого-то из великих: «Хорошо, что в жизни все устроено правильно: все важное – просто, а все сложное – неважно». Я – апологет идеи всевозможного упрощения: бизнес-процессов и всего остального. Я пришел в «Альфастрахование» семь лет назад и за это время многому научился – у акционеров, коллег по рынку, сотрудников и клиентов. Я хочу построить компанию, которая меня перерастет, которая станет больше, чем эта.

– А не надоело работать страховщиком? В чем-то другом не хочется себя попробовать?

– Мне бы точно надоело работать в одной и той же компании больше года или двух. Но штука в том, что я каждый год работаю в другой, новой компании, она растет и меняется. Мы придумываем новые идеи, надеюсь, какой-то вклад в эти изменения вношу и я. Но это только из эгоизма, чтобы не искать работу, я все время придумываю, что бы поменять. (Смеется.) Поэтому – не надоело, я себя чувствую абсолютно комфортно.

«Вечные ценности»

«Очень люблю путешествовать. Здесь, конечно, надо искать компромисс между семьей и моими желаниями. Мы не посетили даже треть мест, которые я хочу посмотреть, но, в принципе, побывали в достаточно интересных местах. Мое большое увлечение – рыбалка. Самую большую рыбу в своей жизни поймал в Якутии – тайменя на 25 кг, но хочу еще больше (улыбается)». «К сожалению, я только раз в год могу уехать на 10 дней. Если где-то на море отдыхаю, стараюсь пару раз выехать на рыбалку. А с друзьями мы ездим в Якутию, Эвенкию, в места далекие и необжитые... Там познаем Родину, такие места, куда не ступала нога человека. И там очень-очень интересно. Природа там – мне трудно это передать словами, я не поэт. Там душой отдыхаю. Там действительно понимаешь, что есть вещи, которые имеют вечные ценности, и это понимаешь достаточно быстро. День-два – и все. Никакой связи, ничего. Только две лодки, твои друзья, рыба, костер, палатки».

ВЛАДИМИР СКВОРЦОВ О ТОМ, СКОЛЬКО СТОИТ СЕЙЧАС «АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ»:

«Если брать показатель, который я не очень люблю, – коэффициент к собранной премии, то несколько лет назад компанию можно было оценить в 2,5–3 премии. Сейчас же эти показатели снизились вдвое-втрое. Компанию с хорошим портфелем и нормальными активами я бы оценил сейчас в 0,7 – максимум 1 премию».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать