Вина Саакашвили не доказана

Следствие не нашло документального подтверждения приказа президента Грузии начать военную агрессию против Южной Осетии. Но рассчитывает его получить, рассказал председатель Следственного комитета при прокуратуре Александр Бастрыкин.
Д.Гришкин

Следствие по делу, возбужденному по фактам югоосетинского конфликта, практически завершено, заявил председатель Следственного комитета при прокуратуре Александр Бастрыкин.

Собраны материалы, доказывающие геноцид и убийства мирных жителей в Южной Осетии в августе прошлого года. "Документально установлена виновность в совершении инкриминированных преступлений военнослужащих, военных командиров и военачальников грузинской армии на уровне бригадных генералов", – говорит Бастрыкин (цитата по "Интерфаксу"). Следствие пока не располагает документальным подтверждением существования приказа президента Грузии начать военную агрессию против Южной Осетии. Но рассчитывает его получить, надеется Бастрыкин: "Совершенно очевидно, что генералы грузинской армии не могли бы отдавать приказы о начале военной операции, копии которых у нас имеются, без приказа верховного главнокомандующего".

По делу о геноциде жителей Южной Осетии в августе 2008 г. СКП признал потерпевшими 5315 человек. В деле 380 томов, сообщил Бастрыкин. Следователи провели более тысячи осмотров мест происшествия, допросили более тысячи свидетелей, провели 928 экспертиз, признали вещественными доказательствами более 30 000 предметов.

Материалы дела соответствуют требованиям международной следственно-судебной практики и могут быть использованы в любой международной судебной инстанции, заключил Бастрыкин.

Материалы следствия не могут быть использованы в России, поскольку преступление совершалось не на территории страны и не гражданами России, объясняет партнер «Нерр Штифенхофер Лутц» Илья Рачков. Если сама Грузия не расследует преступления против человечности (чисто теоретически так должно происходить), это может сделать международный уголовный суд. Россия может направить туда материалы.

Грузия ратифицировала Римский статут и подпадает под юрисдикцию этого органа. Россия статут подписала, но не ратифицировала, и инициировать разбирательство не может. Но еще в 2008 г. прокурору Международного уголовного суда было передано несколько сот жалоб от пострадавших жителей Южной Осетии. Прокурор МУС имеет право дать ход разбирательству по собственной инициативе.