Сбербанк откроет отделения на автобусных остановках

Сбербанк может существенно расширить свою сеть: в пилотном режиме он запускает новый формат отделений – павильоны на автобусных остановках и на улицах

Сбербанк России

Крупнейший банк Центральной и Восточной Европы. сеть насчитывает более 20 000 подразделений, 12 000 банкоматов. Акционеры: ЦБ (57,6%), всего акционеров – 284 000. Капитализация (ММВБ) – 822,9 млрд руб. Финансовые показатели (РСБУ, 1 июня 2009 г.): активы – 6,6 трлн руб., капитал – 1,4 трлн руб., прибыль до налогов – 5,4 млрд руб.

Пилотный проект по установке остановочных и уличных павильонов Сбербанк проведет на территории Ярославля, Костромы, Вологды, Иванова и Архангельска. Банк объявил о подборе поставщика. В 2009 г. на такие павильоны (размером не более 3,5 х 2,5 м) Сбербанк хочет потратить 80 млн руб., говорится в конкурсной документации, опубликованной на сайте банка. Компания, которая выиграет тендер, должна поставить павильоны до 30 октября.

По данным документов банка, появится два вида павильонов: «с остановочным модулем» для размещения на автобусных остановках и простые, для размещения на улице. Система доступа клиентов в павильоны в круглосуточном режиме будет сопровождаться голосовыми сообщениями, павильоны должны быть оборудованы системой «антибомж» (если время нахождения клиента в помещении с банкоматом превышает отведенный лимит, включается проблесковая лампа) и видеонаблюдением.

«Проект по размещению банковских модулей начат в феврале – Северный Сбербанк разместил по два пробных устройства в Костроме и Череповце», – рассказал представитель пресс-службы Сбербанка. Пока предусмотрен формат полностью автоматизированных павильонов без присутствия сотрудников банка, пояснил он. В помещении будет один банкомат и платежный терминал: устройство может принимать платежи наличными, обеспечивать погашение кредитов, в перспективе возможна функция управления счетами.

«Уличные банковские павильоны – нетипичный для России формат, пока у населения нет доверия к автоматизированным офисам, а возможности IT-систем банков тоже не всегда позволяют вводить такие форматы», – говорит председатель правления «Айсиайсиай банк Евразия» Владислав Войцехович (у материнского ICICI Bank много автоматизированных мини-офисов в Индии). Для банка, который может себе позволить такой формат, работающий без сбоев, это означает существенное снижение расходов за счет экономии на персонале, говорит он.

Обычно банки устанавливают мини-офисы в охраняемых торговых или офисных центрах. У Банка Москвы есть сеть мини-офисов с банкоматами в метро.

«Довольно неожиданное для Сбербанка решение, у меня нет ощущения дефицита отделений Сбербанка», – говорит член правления банка «Авангард» Валерий Торхов. У «Авангарда» около 70 павильонов в торговых центрах Москвы и около 150 таких же по России. Вместимость мини-павильонов не позволяет им оказывать полный спектр услуг и Сбербанку, который по определению является «финансовым супермаркетом», придется найти баланс между объемом услуг и удобством посетителей, предупреждает Торхов.

«Если проект будет эффективен и успешен, будем тиражировать на других территориях», – сказал представитель Сбербанка.