Стоит ли радоваться подарку Путина


Теперь государство вычитает 2/3 ставки рефинансирования ЦБ не только из кредитов на самые дешевые отечественные машины. Премьер Владимир Путин вчера увеличил ценовую границу для автомобилей, попадающих в программу льготного кредитования, с 350 000 руб. до 600 000. Производители радуются: предыдущий ценз фактически работал только на «АвтоВАЗ» – даже самые дешевые комплектации иномарок с трудом вписывались в очерченные правительством границы. Автоконцернам приходилось субсидировать кредиты из собственных средств, а теперь у них есть шанс подключить к этому делу государство. В Минпромторге радуются тому, что установленные рамки позволяют включить в программу большинство моделей, производимых в России. Что поможет загрузить конвейеры автозаводов.

Стоит ли радоваться покупателям? Конечно, взять кредит под 6,33–9,33% годовых в рублях (такими получаются ставки по льготным программам у госбанков, вычитающих субсидируемую часть из ставки в 13,92–16,92%) вместо общепринятых сейчас у коммерческих банков 25–30% приятно, но при желании можно найти и более выгодные предложения, причем на машины любой цены. Так, Volkswagen предлагает взять кредит на одну из модификаций Passat под 3,9% годовых, у Renault, Peugeot, Uz-Daewoo, Chevrolet, Suzuki некоторые модели можно купить и с нулевой переплатой (правда, придется оплатить около половины их стоимости), кредитные ставки на Ford начинаются от 2,9%. Привлекательность государственной программы снижает и необходимость заплатить налог на прибыль с разницы между ставкой рефинансирования и реальными процентами. (Производители оформляют кредит как скидку, поэтому налоги платить не надо.)

Главная проблема даже не в величине ставки, а в огромном количестве отказов, которые дают госбанки – участники программы: Сбербанк, ВТБ и Россельхозбанк. Согласно свежей статистике, банки не удовлетворили 54% из полученных 29 878 заявок на льготные кредиты. «Мы видим, что процент отказов по государственной программе выше, чем по коммерческим, госбанки перестраховываются», – подтверждает совладелец Genser Игорь Пономарев. Ситуацию могло бы исправить государственное фондирование автокредитов и введение единого списка требований к заемщикам, считают дилеры. А так госкредиты существенно ситуацию не улучшат. Если летом 2008 г. практически каждый второй новый автомобиль приобретался с использованием заемных средств, то к концу года доля кредитных машин снизилась до 15–20%, свидетельствует обзор «Автостата».