Статья опубликована в № 2405 от 23.07.2009 под заголовком: Самолет – не театр

Самолет – не театр

А. Махонин

ФАС намерена провести анализ ценовой политики российских авиакомпаний, заявил вчера руководитель службы Игорь Артемьев (его слова передал «Интерфакс»). По его сведениям, доля авиакеросина в цене авиабилета составляет около 40%. И авиакомпании должны следить за колебаниями мировых цен на нефть и соответственно корректировать тарифы, заметил Артемьев. «Я считаю, что это [тарифы на авиабилеты] напоминает скрытую комиссию в банках, когда тебе говорят о процентной ставке в 12%, а на самом деле набегает 70%», – добавил он, подчеркнув, что это его личное мнение. Возмущает Артемьева и то, что вернуть авиабилет можно не всегда: «Железнодорожные билеты можно сдавать, билеты в театр можно, а тут нельзя. Почему нельзя?»

Пока речь идет только о сборе информации и подготовке планов проверок, объяснил «Ведомостям» начальник аналитического управления ФАС Алексей Сушкевич. В первую очередь проверят направления, на которых нет конкуренции между авиаперевозчиками, отмечает он.

В себестоимости «Аэрофлота» в 2008 г. на топливо приходилось 37%, у «Сибири» и «Трансаэро» – 46%, следует из их отчетов. А оптовые цены на авиакеросин с июля 2008 г. упали в 2 раза до 14 545 руб./т (данные ИАЦ «Кортес»). Авиаторы уверяют, что тоже снижают цены. Тарифы только в IV квартале упали на 30%, поделился представитель «Трансаэро» Сергей Быхал. У «Ютэйр», по словам гендиректора Андрея Мартиросова, цена билета по сравнению с 2008 г. снизилась в среднем на 20%. У Sky Еxpress в зависимости от рейсов и их наполняемости цены упали на 30% (в сравнении с прошлым июлем), продолжает гендиректор Sky Еxpress Марина Букалова.

Кроме тарифа многие перевозчики используют так называемый топливный сбор. В него включается часть расходов на топливо и это позволяет авиакомпании менять реальную цену билета, не меняя тарифы, отмечает аналитик «Ингосстрах-инвестиций» Евгений Шаго. У «Аэрофлота» топливный сбор равен 25% стоимости билета, в прошлом году он был 40%, рассказывает сотрудник компании. В Sky Еxpress он в среднем равен 30%, говорит Букалова. А вот «Трансаэро» и «Ютэйр» отменили этот сбор еще в прошлом году, рассказали Быхал и Мартиросов. Правда, «Ютэйр» с 1 июля ввела его снова (на 2%) из-за подорожания топлива.

Стоимость топлива напрямую не влияет на цену билета, большую роль играют рыночные факторы, считает сотрудник «Аэрофлота»: «К примеру, если на билеты в Лондон есть спрос, то и цены на них высокие. А по направлению Новосибирск, скажем, высокая конкуренция, спрос отстает от предложения, поэтому цены на билеты там ниже». В конце концов, за последние четыре года керосин вырос в цене в 4 раза, а средний тариф авиакомпаний – всего на 25%, замечает гендиректор Infomost Борис Рыбак. «Авиакомпании держатся из последних сил, ведь средняя рентабельность пассажирских перевозок по миру – около 0,5%», – замечает он. По мнению Рыбака, ФАС ищет проблему не там: ведомству надо работать с монополистами на топливном рынке, тогда билеты могут стать дешевле.

А вот проблема с невозможностью вернуть самые дешевые, в том числе электронные, билеты есть, признает эксперт. По Воздушному кодексу за один день можно вернуть любой билет, но в документе есть лазейки. Возврат билетов может быть не произведен в том случае, если цена, которую заплатил пассажир, меньше или равна 25% от нормального тарифа экономического класса, объясняет Мартиросов, но «Ютэйр», по его словам, принимает все билеты. О том же говорит Букалова, а сотрудник «Аэрофлота» признает, что его компании можно вернуть не все билеты.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать