Керосин подешевел, заправка подорожала

Керосин в российских аэропортах за полгода подешевел – в среднем на 15%. Зато заправка стала дороже на 62%, авиаторы призывают ввести госрегулирование
В.Баранов

ТЗК рискуют опять оказаться в центре внимания высокопоставленных чиновников, полагает Пантелеев. Он напоминает, что в прошлом году поднимался вопрос о возможном введении госрегулирования на услуги заправки и хранения керосина, тема была передана для изучения Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Пока не созданы условия для конкуренции, необходимы ограничения цен на услуги ТЗК путем госрегулирования, солидарен представитель «Аэрофлота». В этом убеждена и Букалова. Представитель «Трансаэро» от комментариев отказался.

Стоимость топлива и его заправки «в крыло» в 63 крупнейших аэропортах страны опубликована на сайте Росавиации. Чиновники привели данные на 1 января и 20 июля. Если в начале года 1 т керосина в среднем стоила 22 505 руб., то в июле – 19 177 руб. Дешевле всего он в Абакане (13 550 руб.), Новосибирске (14 152 руб.), Анапе (14 830 руб.), дороже всего – в Норильске (36 864 руб.), Анадыре (33 200 руб.). В «Шереметьево», «Домодедово», «Внуково» стоимость топлива в июле была в пределах 18 000 руб. За полгода цена авиа-ГСМ не изменилась или снизилась во всех аэропортах, за исключением Красноярска, где отмечен 11%-ный рост.

Авиакомпаниям впору бы радоваться. Но не тут-то было: услуга топливо-заправочных комплексов (ТЗК) по заправке «в крыло» заметно подорожала. По данным Росавиации, в январе она стоила 1293 руб. за 1 т, в июле – 2096 руб. Пятикратный рост стоимости этой услуги зафиксирован в Абакане и Сочи – до 5675 руб. за 1 т (подробнее см. таблицу). Поднял цену и «Шереметьево» – на 61% до 1355 руб., в то время как «Домодедово» – на 14%, а «Внуково» – на 11%.

Главный источник доходов ТЗК – перепродажа керосина – заметно иссяк, отмечает аналитик «Авиапорта» Олег Пантелеев. С прошлого года многие авиакомпании стали заключать с нефтяными компаниями прямые контракты по поставке авиа-ГСМ, напоминает он. Сократился и общий объем заправки из-за 20%-ного спада авиаперевозок (данные Транспортной клиринговой палаты за январь – май), при этом выросли издержки ТЗК. Сейчас заправка и хранение топлива – чуть ли единственный источник доходов ТЗК, отмечает Пантелеев. Отсюда и рост цен.

Представитель «Шереметьево» от комментариев отказался, а представители аэропортов Волгограда, Новосибирска, Базового авиазаправочного комплекса (в Сочи) вчера не были доступны.

ТЗК пользуются своим монопольным положением, возмущается гендиректор Sky Express Марина Букалова. По ее словам, 3–4 года назад заправка «в крыло» стоила 200–300 руб., сейчас – как минимум 1000 руб. Выгода от дешевого керосина съедается дорогой заправкой, отмечает Букалова: раньше керосин стоил 20 000 руб., заправка – 500 руб., сейчас топливо обходится в 18 000 руб., зато, чтобы заправить его, надо 2000–3000 руб. Разницы для перевозчика нет, категорична она, тогда о каком снижении цен на билеты может идти речь?

Статистика Росавиации может стать поводом для внеплановых проверок ТЗК, считает сотрудник ФАС, главное – определить, насколько цены экономически обоснованны. Но для ТЗК чиновники должны установить предельную сумму, а не оценивать их себестоимость. Ведь можно раздуть штаты, взять дорогой кредит, отремонтировать кабинет директора и проч. – все это будет включаться в себестоимость, предупреждает Букалова.