Россияне перестают покупать ОСАГО

Число покупателей полисов ОСАГО в России сократилось. Поддерживать объемы продаж страховщикам помогает рост тарифов, а также полисы для дополнительной защиты
Автолюбители стали чаще проходить мимо страховщиков/ Е.Стецко

Российские страховщики в первом полугодии увеличили сбор премий по ОСАГО на 3,7% до 40,155 млрд руб., говорится в материалах Российского союза автостраховщиков (РСА). Число проданных полисов по сравнению с январем – июнем 2008 г. снизилось более чем на 750 000 до 17,125 млн штук. Средняя стоимость полиса в первом полугодии 2009 г. составила 2344,8 руб., что на 8% больше показателя первого полугодия 2008 г. (2165,6 руб.).

По словам вице-президента «Росгосстраха» Владимира Нечепы, сейчас клиенты все чаще покупают короткие полисы ОСАГО – сроком действия от трех месяцев до полугода.

Некоторые автолюбители в связи с ухудшившимся финансовым положением вовсе перестали покупать страховку, комментирует итоги полугодия заместитель гендиректора «РЕСО-гарантии» Игорь Иванов. Но выплаты страховщиков растут. В январе – июне они выплатили по ОСАГО 22,79 млрд руб. по 936 000 страховых случаев (21,355 млрд руб. по 919 000 случаев в первом полугодии 2008 г.). Средняя выплата выросла более чем на 1100 руб., составив 24 348 руб. (23 237 руб. в январе – июне 2008 г.).

Но, несмотря на падение общего числа проданных полисов, рынок немного вырос, говорит главный эксперт «Интерфакс-ЦЭА» Анжела Долгополова. Причин, по ее словам, несколько. Во-первых, премии увеличились из-за повышения Минфином региональных коэффициентов к тарифам, во-вторых, растет доля автомобилей с мощными двигателями, их владельцам полисы обходятся дороже. Наконец, полагает аналитик, страховщики стали аккуратнее использовать систему скидок и штрафов «бонус-малус», перестав давать скидки при продаже полиса всем водителям подряд.

Большим спросом у клиентов сейчас пользуются антикризисные продукты – каско с франшизой, расширение покрытия по ОСАГО, отмечает Иванов.

Премии «Росгосстраха» по ОСАГО выросли «лучше рынка» – на 10% в первом полугодии, продолжает он. Продукты по дополнительному расширению покрытия по ОСАГО активно продаются, цель «Росгосстраха» – иметь долю по таким продуктам в 10% от сборов по обязательной автогражданке, резюмирует Нечепа.

По итогам года рынок ОСАГО вряд ли вырастет больше чем на 3–5%, рассуждает Долгополова.