В России станут строить меньше дорог

Из-за кризиса правительство урезает одну из самых масштабных программ – развития транспортной системы. В ближайшие три года инвестиции сократят почти в три раза. Наибольшие потери понесет автодорожная отрасль
Масштабная инвестпрограмма улучшения состояния дорог свернута из-за кризиса/ С.Портер

Федеральную целевую программу (ФЦП) «Развитие транспортной системы России» на 2010–2015 гг. премьер Владимир Путин подписал 20 мая 2008 г. на транспортном форуме в Сочи. Тогда планировались самые масштабные инфраструктурные инвестиции за всю историю страны – за пять лет государство было готово потратить на отрасль 4,65 трлн руб. (1,9 трлн руб. из них – в 2010–2012 гг.). Почти все эти деньги намерены были вложить в капитальный ремонт и строительство автодорог (в среднем по 650 млрд руб. в год). Необходимость масштабных вложений в дорожное строительство Минтранс объяснял неудовлетворительным состоянием автомобильной сети страны: бездорожьем, низким транзитным потенциалом и высокой аварийностью. Но кризис изменил инвестиционные планы.

Минфин и Минэкономразвития на минувшей неделе вместе с проектировками бюджета на ближайшие три года представили Путину варианты сокращения финансирования ФЦП, одной из главных пострадавших оказалась транспортная программа. Ее финансирование Минфин предлагает сократить в 2,3 раза от запланированного на 2010 г. уровня – до 219,6 млрд руб. Похожая оценка и в докладе министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной – 221,1 млрд руб. В 2011 г., по оценкам Минэкономразвития, бюджетные расходы на транспортную отрасль будут на 66% меньше запланированных (217,5 млрд руб.), в 2012 г. – на 70% (216,6 млрд руб.).

Основное сокращение придется на автодорожную отрасль, на которую в 2010–2012 гг. собирались потратить 73% (1,4 трлн руб.) от запланированного объема бюджетных расходов транспортной программы. Теперь Минфин предлагает сократить их в 2,4 раза.

«За счет чего резать программу, пока не решили – лимиты по распоряжению бюджетными средствами поступят в Минтранс только сегодня, – объясняет чиновник министерства. – Немного можно сэкономить на сокращении стоимости материалов, основную оптимизацию средств придется проводить за счет отказа или переноса запланированных дорожных работ». Модернизация и развитие отрасли не отменяются, просто откладываются до лучших времен, не теряет он оптимизма. Строительство Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) и ремонт трассы М-4 «Дон» выделены в докладе Набиуллиной в качестве приоритетных проектов. На ремонт и реконструкцию 1521 км трассы М-4 «Дон» (связывает Москву и Новороссийск через Воронеж, Ростов-на-Дону и Краснодар) – самую дорогую автодорогу во всей ФЦП – за пять лет государство готово потратить 605,7 млрд руб. Она относится к олимпийским трассам, которые считаются защищенными статьями ФЦП, а значит, большого сокращения точно не будет, объясняет сотрудник «Росавтодора». Скорее всего, по его словам, не «отрежут» расходы – 43,4 млрд руб. – и на другую олимпийскую дорогу, Джубга – Сочи (17 км до границы с Грузией).

Не уменьшится и стоимость концессионных проектов (ЦКАД, Москва – Санкт-Петербург), но возможно перераспределение источников финансирования и перенос сроков ввода, продолжает сотрудник «Росавтодора». Остальные трассы федерального и общего значения получат гораздо меньше, чем планировалось, знает чиновник Минтранса. Относительно 2009 г. сокращения не будет – в 2010 г. на дороги потратят даже на 10 млрд руб. больше, подчеркивает чиновник аппарата правительства. Масштабная инвестпрограмма улучшения состояния дорог свернута из-за кризиса, объясняет он: «На время».

В кризис любое правительство встает перед выбором: продолжать масштабные инвестиции в инфраструктуру или отказаться от них, говорит директор Института региональной политики Булат Столяров: «Россия эту развилку прошла, сделав выбор в пользу последнего варианта». Лучше бы задумались над привлечением современных технологий в отрасль, а не над сокращением инвестиций, рассуждает он.

Россия находится в «дорожной дыре» на фоне других государств, констатирует лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков: в США в 2010 г. бюджетные инвестиции в автодорожную отрасль вырастут на 50%, в Китае завершат формировать высокоскоростную дорожную сеть. «Но настоящая катастрофа возникнет из-за недофинансирования местной и региональной автодорожной сети, – прогнозирует эксперт. – В 2010 г. 7–8 дотационных регионов не смогут позволить даже ремонта дорог».