Зачем Медведев пошел в президенты


Прошел год с кавказской войны, после которой Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии. Как говорил Дмитрий Медведев, война сильно изменила рабочие планы главы государства, неожиданно задержала осуществление его президентской программы. Решительность, с которой Медведев пошел на признание, казалось бы, продемонстрировала, что во главе России стоит человек, способный на поступки, четко знающий, что именно он хочет делать. Ведь ни Ельцин, ни Путин не решились на такой шаг. Однако прошедший год заставил задуматься о том, что, может быть, это ощущение было преждевременным. Мы так и не узнали толком, в чем именно заключается программа Медведева, начало реализации которой было отложено из-за кавказского конфликта, а сам президент все больше и больше стал напоминать пластилиновую фигуру, легко меняющую форму под любым воздействием.

Поражение стало большим ударом по Михаилу Саакашвили, ибо он возглавил Грузию именно на волне борьбы за ее территориальную целостность. Он обещал вернуть Абхазию и Южную Осетию, что сделало его в свое время не просто президентом, но лидером своего народа. Грузинский президент своего главного обещания не выполнил. Решением о признании Медведев уничтожил Саакашвили как национального лидера, превратив его в рядового президента небольшой страны, основные усилия которого уходят уже не на реализацию стратегических планов, а лишь на то, чтобы просто тактически удержаться у власти. Безусловно, Саакашвили очень талантливый политик, доказавший, что даже поражение в войне, крах его главной идеи и долгое противостояние с оппозицией не привели его к политическому концу. Он будет тихо дорабатывать президентский срок, а грузинское общество – искать нового лидера.

В свою очередь, Дмитрий Медведев не обещал победы над Саакашвили. Он стал президентом не на призывах защиты Абхазии и Южной Осетии от Грузии, поэтому победа не принесла ему очки дома, не сделала его успешным политиком своей страны. Ей Медведев публично обещал другое, а именно: если не уничтожить коррупцию, то по крайней мере нанести по ней смертельный удар, сделать Россию страной, где главенствует и управляет закон. Он сам сформулировал свою главную президентскую миссию, никто его за язык не тянул. После коррупционного беспредела периода Ельцина и Путина, разгула правового нигилизма медведевское обещание попало в резонанс с общественными настроениями и позволило Медведеву не только привлечь симпатии и возбудить ожидания у россиян, но и рассчитывать на массовую поддержку. У него появился шанс стать национальным лидером.

Никто не ждал, что Медведев выведет страну из экономического кризиса, ибо главные ключи от выхода находятся за тысячи миль от Москвы, да и со стороны хорошо видно, что он сам не является участником экономической жизни России. Никто не ждал, что Медведев создаст полноценное государство. Это не удалось до конца даже его предшественнику, приложившему огромные усилия как раз в этой области. Никто не ожидал, что Медведев вернет международное влияние Москвы, ибо на это нет ни внутреннего, ни внешнего политического спроса. Мало кто рассчитывал на либерализацию России, ибо было известно, кто именно выбрал Медведева преемником. Конечно, личный успех Дмитрия Медведева как большого чиновника выразится в том, как он сможет удерживать власть, уходить от рисков и конфликтов. Тревог тут нет. Но политический успех Медведева-президента зависит лишь от того, как он выполнит то, зачем пошел в президенты: обещание превратить Россию, используя свою власть, в страну с низким уровнем коррупции, четкими правовыми нормами и повсеместным главенством закона.

После войны на Кавказе прошло достаточно времени, чтобы продвинуться в решении этой задачи. Медведев этого не сделал. По всем формальным и неформальным показателям коррупция в России продолжает расти. Выросли как средние размеры взяток и число преступлений, совершаемых госчиновниками и сотрудниками правоохранительных органов, так и неравенство граждан перед законом. Не при Путине, который палец о палец не ударил, чтобы хоть как-то ограничить коррупцию, в том числе в собственной команде, спаянной общим переделом собственности, а уже при Медведеве, который, повторим, сам сделал борьбу с коррупцией своей президентской миссией. Сегодня Медведев проигрывает свою главную войну, и в этом мало чем отличается от проигравшего свою войну Саакашвили.

Как еще раз показал Владислав Иноземцев («Миллиарды в асфальте», «Ведомости» от 14.07.2009), главным источником коррупции в России является государство, во главе которого стоит сам Дмитрий Медведев, в чьей персональной честности я лично не сомневаюсь. Приведенные в статье убийственные факты – если они не будут опровергнуты – неизбежно должны вызвать в стране с ответственной властью и главенством закона не только публичную реакцию президента, но открытые слушания в парламенте, отставки министров и массовые судебные разбирательства. Но такие действия, безусловно, поставят под удар чиновничью карьеру Медведева, его способность удержать власть. Ведь она зависит не от воли народа, а от настроения истеблишмента. Нельзя бороться с его коррумпированностью, опираясь при этом лишь на его же поддержку в удержании власти. Нельзя бороться с коррупцией, расширяя экономические права устрашающе растущего числа чиновников и имея одно из самых закрытых от своего народа правительств в мире. Это реальная уловка-22 для Медведева. Пластилиновый чиновник найдет один выход из нее. Популярный блогер – другой. Национальный лидер, чувствующий ответственность за страну, – третий. Время, оставшееся Медведеву для того, чтобы сделать свой выбор, стремительно уходит. Пример Саакашвили перед глазами, но оправдывать свой проигрыш той же войной Медведеву нельзя.